Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Устав гимназий и прогимназий. 1864
Подготовка нового устава проходила в обстановке неслыханной прежде гласности; в стране развернулась широкая педагогическая дискуссия, где сторонники обеих образовательных концепций — как традиционно-классической, так и реально-практической — могли высказать свои аргументы. Проект этот возвращал русскую школу на прежние классические рельсы, но не был в этом отношении достаточно радикален — не столько даже по заложенным в нем принципам, сколько по практике применения.
 
Виды школ гимназия
Источники teacher.fio.ru/news.php; dictionary.fio.ru
Библиография С. В. Рождественский, "Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802 - 1902 годов"; История педагогики и образования /под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Савельев А.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др. - М.: НИИВО, 1995. - 342 с.


Устав 1828 года с последующими дополнениями и изменениями привел к настоящему — и никогда более не повторявшемуся — расцвету русской школы. Тем не менее его торжество не было прочным, а расцвет оказался временным.

Причина образовательной катастрофы была для России чисто внешней. Серия революций, прокатившаяся в 1848 году по нескольким странам Европы, чрезвычайно раздражила Николая I, а участие некоторых ведущих представителей германского антиковедения в работе одного из органов революции — Франкфуртского парламента — сделало Императора подозрительным к классическим древностям вообще и к преподаванию их в гимназии в частности. В 1849 году министр народного просвещения Уваров испытывает нервный срыв и уходит в отставку, а его детище начинают методично разрушать, изгнав из гимназий греческий язык (оставив его преподавание лишь в одной гимназии на округ) и сильно сократив преподавание латыни, заняв оставшееся время естественными науками, привлекательными своей «аполитичностью» и отсутствием республиканского пафоса, и практически полезным правоведением (примерно такие же по смыслу реформы переживает наша школа сегодня). Законодательная база этого разгрома была окончательно оформлена к 1852 году (устав, впрочем, отменять не стали).

Специалистами было очевидно, к чему приведут подобные модернизаторские меры. Их мнение лучше всего отразил Т. Н. Грановский в работе «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой системы» (мы надеемся опубликовать этот замечательный документ целиком). Актуально звучит и ирония знаменитого изгнанника В. С. Печерина: «Для русского свежего практического народа надо бы преподавание ограничить предметами первой необходимости, практически-полезными для государственной жизни, напр., восточными языками, науками физико-математическими, медициною и чем еще? Юриспруденциею? Ну, тут, кажется, надо еще немножко подождать, пока у нас будут законы, а то из чего же тут хлопотать? Какое тут законоведение, когда вы не уверены, что вчерашний закон не будет завтра же отменен по какому-нибудь величайшему или нижайшему благоусмотрению! А древние-то языки уж и подавно нам не дались. И неудивительно! Россия вместе с Соединенными Штатами начинает новый цикл истории, так из чего же ей с особенным терпением и любовью рыться в каких-нибудь греческих, римских, вавилонских или ниневийских развалинах!» [Замогильные записки (Apologia pro vita mea). В кн.: Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. Изд. МГУ, 1989. С. 166]. И печальные плоды не заставили себя ждать: на смену идеалистам сороковых годов пришло поколение, чрезмерно увлекавшееся потрошением лягушек.

Резкое снижение школьного уровня преподавания (угрожавшее разрушением и неокрепшим университетам страны) не могло не вызвать тревогу в обществе. Это понимало и новое правительство страны во главе с Императором Александром II. Как собственный опыт, так и европейские образовательные споры того времени подталкивали к восстановлению классической системы, основанной на преподавании древних языков.

Подготовка нового устава проходила в обстановке неслыханной прежде гласности; в стране развернулась широкая педагогическая дискуссия, где сторонники обеих образовательных концепций — как традиционно-классической, так и реально-практической — могли высказать свои аргументы, представив их в министерство А. В. Головнина, близкого к Великому Князю Константину Николаевичу, родному брату Императора, вождю либеральной партии в России. (В скобках отметим, что из этого же кружка вышел на педагогическое поприще Н. И. Пирогов). Проект этот возвращал русскую школу на прежние классические рельсы, но не был в этом отношении достаточно радикален — не столько даже по заложенным в нем принципам, сколько по практике применения.

Предусмотренные им два гимназических типа — полноправный классический и реальный без права поступления в университеты Империи без экзаменов — обрекали на неполноправие молодежь тех губерний, где выбрали бы тип реальной гимназии (во многих губернских городах их было всего по одной). Промежуточный тип с латинским языком без греческого, тип, так сказать, «недоклассической гимназии» (полу- или мнимоклассической в оценке современников) в силу недостаточной энергии министерства стал наиболее распространенным. Однако большую роль в неудачах реформы играли не только ошибки учебного ведомства, но и сама пьянящая атмосфера эпохи: дисциплина была не на высоте, и антиправительственные доктрины свободно проникали в школу, не встречая себе значительных препятствий. В действиях школьной администрации чувствовалась растерянность, и уже в 1866 году министр был заменен другим, более твердым и последовательным, — графом Д. А. Толстым, — а сам устав оказался наименее долговечным в истории гимназии императорской России: он продержался лишь до 1871 года. Прекрасный очерк связанных с его историей событий читатель найдет в свежей книге Г. П. Изместьевой «Классическое образование в истории России XIX века» (М., Пробел-2000, 2003).

Отсылая читателя к этому весьма серьезному и актуальному исследованию, мы должны обозначить одну важную точку несогласия с автором в расстановке акцентов: если для Г. П. Изместьевой классический тип образования имеет прежде всего нравственно-воспитательную ценность, мы склонны ставить в нем на первое место интеллектуальную подготовку, чисто аристократическую по своему характеру и посему не могущую охватить своим воздействием хоть сколько-нибудь широкие круги юношества.

Текст печатается по: Устав гимназий и прогимназий 1864 года. СПб. В типографии Рогальского и К. 1864.



Устав гимназий и прогимназий 1864 года


Указ Правительствующему Сенату


Признав полезным изменить сообразно современным потребностям действующие, в настоящее время, уставы и штаты гимназий и прогимназий, Мы возложили на Министерство Народного Просвещения составление новых, по сему предмету, предположений.

Ныне, по рассмотрении в Государственном совете, составленных вследствие сего, проектов устава и штатов гимназий и прогимназий ведомства сего министерства, утвердив оные и препровождая в Правительствующий Сенат, повелеваем:

1) Устав сей и штаты вводить в действие постепенно с 1865 года, в мере ассигнованных для сего сумм, по ближайшему усмотрению министра народного просвещения, в учебных округах: С.-Петербургском, Московском, Казанском, Харьковском, Одесском, Киевском и Виленском и в Сибири, предоставляя министру народного просвещения преобразовывать нынешние гимназии и прогимназии по новому уставу в гимназии и прогимназии классические или реальные сообразно местным в тех и других потребностям.

2) Относительно отпуска сумм на содержание сих учебных заведений в увеличенном против прежнего размере министру народного просвещения, по предварительном соглашении с министром финансов, входить с представлением узаконенным порядком.

Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

«АЛЕКСАНДР».

В Царском Селе, 19-го ноября 1864 года.

Контрассигновал министр народного просвещения Головнин.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

«Быть по сему».

В Царском Селе, 19-го ноября 1864 года.


УСТАВ


гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения.


ГЛАВА ПЕРВАЯ.


I. Общие положения.


1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения, гимназии разделяются на классические и реальные (§§ 39 и 40).

3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

Примечание. По мере возможности, низшие четыре класса гимназии помещаются отдельно от высших трех классов.

4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребностям народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из четырех низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные (§ 42).

6. Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся.

7. Учреждение гимназий и прогимназий с классическим или реальным курсом предоставляется ближайшему усмотрению министра народного просвещения, смотря по местным потребностям и учебным средствам, в том числе, какое укажет опыт.

8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства или на счет обществ, сословий и частных лиц.

9. Гимназии и прогимназии, содержимые обществами, сословиями или частными лицами, но управляемые назначенными от правительства лицами, существуют на одинаковом основании с учебными заведениями этого рода, получающими содержание от казны; а гимназии и прогимназии, содержимые сословиями, обществами или частными лицами и управляемые назначаемыми от них лицами, подчиняются общим узаконениям о частных учебных заведениях.

10. При гимназии состоят следующие должностные лица: 1) директор, 2) инспектор, 3) преподаватели, 4) воспитатели, 5) врач и 6) письмоводитель. В прогимназии находятся те же должностные лица, кроме директора, обязанности которого возлагаются на инспектора.

Примечание. Инспектор полагается в тех гимназиях, где более двухсот учеников, или, где с должностью директора гимназии соединяется звание директора училищ губернии. В прочих гимназиях обязанность инспектора возлагается, по выбору директора и с утверждения попечителя округа, на одного из преподавателей.

11. Важнейшие дела гимназии и прогимназии (§§ 72 и 73), относящиеся до учебной, воспитательной и хозяйственной части, обсуждаются в педагогических советах этих заведений.

12. При тех гимназиях и прогимназиях, которые получают содержание сами для себя, или для пансионеров при них, от обществ, сословий или частных лиц, и которые управляются назначенными от правительства лицами, состоит сверх того особое лицо с званием почетного попечителя, избираемое обществом, сословием или частными лицами, дающими помянутое содержание.


II. Должностные лица.


А. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии.


13. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии избираются попечителем учебного округа и утверждаются в должностях: первый — министром народного просвещения, а последние — попечителем учебного округа.

14. В должности директора гимназии и инспектора гимназии и прогимназии преимущественно избираются только лица приобревшие ученую степень в одном из высших учебных заведений империи и обратившие на себя внимание службою по ученой части ведомства министерства народного просвещения.

15. Директору гимназии подчиняются все служащие в оной лица (§ 10).

16. Главная обязанность директора состоит в надзоре как за ходом преподавания и воспитания, так и за внешним порядком и материальным благосостоянием вверенного ему заведения и вообще за точным исполнением всех постановлений, касающихся гимназий.

17. Директору гимназии предоставляется:

а) председательствовать в педагогическом совете;

б) избирать, из лиц способных и имеющих на то право, учителей и других должностных лиц по своему усмотрению, с представлением попечителю учебного округа об утверждении их в должностях, за исключением письмоводителя, утверждаемого в должности самим директором (§ 38);

в) аттестовать всех служащих под его ведением лиц пред попечителем учебного округа и представлять их к наградам;

г) представлять к увольнению от должности за неспособностию или выслугою срока на пенсию, или к оставлению на службе, по выслуге означенного срока;

д) увольнять служащих под его начальством лиц в отпуск на вакационное время, а по уважительным причинам, и в течение учебного времени, на 29 дней;

е) сноситься с губернскими и другими местными начальствами по всем делам своего управления;

ж) определять и увольнять нижних служителей и назначать им жалованье из общей суммы, положенной на этот предмет по штату.

18. Директор может преподавать, с согласия попечителя учебного округа, в каком-либо классе гимназии один из учебных предметов по собственному избранию, не получая за то особого вознаграждения.

19. По званию председателя педагогического совета, директор определяет время обыкновенных его заседаний, созывает совет в чрезвычайных случаях по своему усмотрению, предлагает на обсуждение свои предположения по учебной и воспитательной части, соблюдает очередь при рассмотрении вопросов, вносимых другими членами, направляет прения, следит за правильностию и порядком заседаний и объявляет определения совета.

20. Директор, в случае несогласия с мнением педагогического совета, представляет о том попечителю учебного округа на разрешение, а если дело не терпит отлагательства, то исполняет оное по собственному убеждению и немедленно доносит о своем распоряжении попечителю, представляя, вместе с тем, на его усмотрение и журнал педагогического совета.

21. Инспектор гимназии есть помощник директора по учебной и воспитательной части и, в случае его болезни или отсутствия, вступает во все его права и обязанности.

22. Инспектор гимназии может, с разрешения директора, преподавать в каком-либо классе один из учебных предметов, без особого за то вознаграждения.

23. Инспектор прогимназии, как начальник вверенного ему заведения, подчиняется непосредственно попечителю учебного округа и, в отношении прогимназии, имеет одинаковые права и несет одинаковые обязанности с директором гимназии, изложенные в §§ 15–20.


Б. Преподаватели и воспитатели гимназий и прогимназий.


24. Предметы учения в гимназиях и прогимназиях распределяются между штатными преподавателями, считающимися в государственной службе, и между лицами, обучающими по найму. К первым относятся: законоучитель, учители наук и языков и учитель чистописания, черчения и рисования; к последним принадлежат учители пения и гимнастики.

25. Законоучители гимназий и прогимназий избираются начальниками сих учебных заведений и, по предварительном одобрении избираемого лица местным епархиальным начальством, утверждаются в должности попечителем учебного округа.

26. В преподаватели наук и языков в гимназиях и прогимназиях определяются попечителем учебного округа по собственному его избранию, или по представлению начальников сих заведений, лица, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и свидетельства о выслушании особого педагогического курса.

Примечание. В учители немецкого и французского языков могут быть определяемы, до приготовления кандидатов на эти должности из окончивших университетский курс, и лица, не окончившие университетского курса, но выдержавшие в университете особое специальное испытание на звание учителей новых языков в гимназии и достаточно знающие русский язык.

В учители чистописания, черчения и рисования определяются попечителем учебного округа лица, доказавшие при испытании в педагогическом совете какой-либо гимназии свои специальные познания в означенных искусствах и знание методы их преподавания.

28. Учители пения и гимнастики определяются в гимназии директором, а в прогимназии — инспектором, получая плату за труды свои из штатной суммы.

29. Для усиления учебной части и для образования опытных преподавателей, попечители учебных округов могут определять в гимназии и прогимназии сверхштатных учителей из лиц, удовлетворяющих условиям, означенным в § 26. Учители эти, пользуясь всеми правами учебной службы, жалованья не получают; но им может быть выдаваемо, с разрешения попечителя округа, вознаграждение за их труды из сумм гимназии и прогимназии. Лица сии, если окажутся достойными, при открытии вакансии имеют преимущество пред другими на занятие штатной должности учителя.

30. Учителям дозволяется содержать у себя пансионеров, с соблюдением правил, установленных по сему предмету министерством народного просвещения. Правом сим не могут пользоваться директоры и инспекторы гимназий и прогимназий.

В каждой гимназии полагается по два воспитателя: один для низших и другой для высших классов, и в каждой прогимназии по одному воспитателю.

32. Воспитатели определяются на одинаковых основаниях с учителями наук и языков (§ 26).

33. Начальникам гимназий и прогимназий предоставляется, с разрешения попечителей учебных округов, распределять обязанности воспитателей и между наличными преподавателями, по соглашению с последними и с соразмерным вознаграждением каждого из них из штатного жалованья, положенного на воспитателей.

34. Кроме ближайшего надзора за воспитанниками в рекреационное время, на воспитателях лежит обязанность помогать начальству гимназии и прогимназии в наблюдении за успехами и нравственностию учащихся и, в отсутствие учителей, занимать, по возможности, их уроки за особое вознаграждение.


В. Прочие должностные лица.


35. При каждой гимназии и прогимназии находится врач, утверждаемый в должности попечителем учебного округа, по представлению местного начальства сих заведений.

36. Обязанности врача, кроме пользования воспитанников и постоянной заботливости об их здоровье, заключаются в наблюдении: а) чтобы в гимназию и прогимназию не поступали воспитанники, имеющие телесные недостатки, или болезни, препятствующие поступлению в общественное заведение; б) чтобы в помещении учебного заведения и в распределении времени занятий воспитанников соблюдались по возможности гигиенические условия и в) чтобы упражнения воспитанников в гимнастике соображались с требованиями правильного развития и укрепления физических сил юношества. Врач обязан замечания свои по сим предметам представлять начальству учебного заведения и предъявлять оные педагогическому совету для обсуждения и внесения в протоколы его заседаний.

37. Производство канцелярских дел лежит на письмоводителе, в помощь которому в гимназии состоит писец, получающий плату по найму.

38. Определение и увольнение письмоводителя и писца предоставляется непосредственно начальству гимназии и прогимназии.


III. Учебная часть.


39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3 и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6 и 7) физика и космография, 8) история, 9) география,

10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы), 11 и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.

Примечание 1. Преподавание латинского языка вводится немедленно во всех классических гимназиях, а греческого постепенно, по мере приготовления учителей этого языка; в классических гимназиях обязательно обучение только одному новому языку: французскому или немецкому.

Примечание 2. К числу учебных предметов относятся гимнастика и пение для желающих.

40. В реальных гимназиях преподаются:

а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5) чистописание; 6) в большем объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8 и 9) физика и космография, 10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

Примечание. К числу учебных предметов принадлежат также гимнастика и пение для желающих.

41. В гимназиях, и классических и реальных, сообщается ученикам высшего класса перед выпуском директором, или по его выбору, инспектором или одним из учителей, в кратком изложении, по особо составленному, по распоряжению министерства народного просвещения, учебнику или руководству, понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест, и о главных законах гражданских и уголовных.

42. Учебный курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу низших четырех классов гимназий классических и реальных.

43. Обучение иноверцев Закону Божию производится, по возможности, в каждой гимназии и прогимназии, с особого разрешения министра народного просвещения, на счет государственного казначейства, или специальных средств заведения.

44. По желанию родителей и за особую плату, в гимназии и прогимназии воспитанники могут обучаться также музыке и танцованью.

45. Объем преподавания предметов учебного курса как в гимназиях, так и в прогимназиях определяется особою инструкциею от министерства народного просвещения.

46. Число уроков по каждому предмету и распределение их по классам обозначаются в особых таблицах (см. приложение), которые, оставаясь неизменными относительно общего числа уроков по каждому предмету, могут, по ближайшему усмотрению попечителей учебных округов, подлежать изменениям в распределении числа уроков каждого предмета по классам.

47. Учение продолжается в течение целого года, за исключение воскресных и праздничных дней и вакаций летних и зимних, из коих на первые назначается шесть недель, а на вторые — две недели.

48. Правила испытания учеников при поступлении их в гимназию и прогимназию, при переводе из класса в класс и при окончании ими курса ученья, излагаются в особой инструкции, составляемой, на основании мнений педагогических советов всех гимназий и прогимназий округа, попечительским советом и утверждаемой попечителем учебного округа.

49. В каждом классе гимназии и прогимназии полагается, по возможности, не более сорока учеников. В тех случаях, когда, за переходом из низшего класса, в каком-либо классе оказалось бы более 40 человек, или когда, при полном комплекте класса, явились бы еще желающие поступить в этот класс, начальству учебного заведения предоставляется ходатайствовать о разделении класса на параллельные отделения.

Примечание. Параллельные отделения учреждаются там, где представится к тому возможность, предпочтительно на специальные средства учебных заведений, и, только при недостатке сих последних, на счет государственного казначейства.

50. По окончании учебного года, в каждой гимназии и прогимназии происходит публичный акт, на котором читается отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявляются имена учеников, удостоенных перехода в высшие классы, раздаются награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства окончившим курс. На акте могут быть произносимы также членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом.

51. Каждая гимназия должна иметь: 1) библиотеку, состоящую: а) из книг, могущих способствовать обогащению учителей познаниями и б) из книг, предназначаемых для употребления учащимися; 2) физический кабинет; 3) необходимые пособия по естественной истории; 4) достаточное количество географических карт и глобусов, чертежей, рисунков и моделей для рисованья; 5) гимнастические снаряды и 6) музыкальные ноты. При реальной гимназии, сверх сего, должна находиться химическая лаборатория. Прогимназии должны быть снабжены теми же учебными пособиями, за исключением физического кабинета и химической лаборатории.

52. Библиотека поручается библиотекарю, выбираемому педагогическим советом на два года из преподавателей. Прочие же учебные пособия состоят, по принадлежности их к тому или другому предмету, в ведении преподавателей сих предметов. При хранении и выдаче для чтения книг служат руководством правила, установленные педагогическим советом.


IV. Учащиеся.


53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

54. К прошению о поступлении в гимназию и прогимназию, подаваемому: в гимназии — на имя директора, а в прогимназии — на имя инспектора, прилагается свидетельство о возрасте и о звании. Медицинское свидетельство поступающих в том, что они не имеют телесных недостатков или болезней, препятствующих вступлению в общественное заведение, делается врачами гимназии и прогимназии.

55. В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст.

56. Свидетельство об успешном окончании курса в какой-либо классической прогимназии дает право на поступление в 5-й класс гимназии классической без испытания, если со времени окончания курса до поступления в гимназию прошло не более шести месяцев. В противном случае желающий продолжать свое образование в гимназии подвергается испытанию. То же самое правило наблюдается относительно учеников, поступающих из реальных прогимназий в реальные гимназии; но прием учеников классических гимназий в реальные и наоборот допускается всякий раз не иначе, как по особому испытанию.

57. Общий прием учеников бывает каждый год пред началом учебного курса; но педагогический совет, по особо уважительным причинам, может дозволить прием в низшие четыре класса гимназии и во все классы прогимназии и в течение учебного курса, если, по предварительном испытании поступающего, удостоверится, что последний, по своим знаниям и развитию, может следовать за курсом того класса, в который желает поступить.

58. Одежду учеников в гимназии и прогимназии составляют:

а) Однобортный полукафтан темнозеленого сукна с черными пуговицами и отложным воротником, с петличками на нем из синего сукна.

б) Брюки темносерого сукна.

в) Жилет темнозеленого сукна, однобортный с черными пуговицами.

г) Галстух черный суконный или шелковый.

д) Пальто темнозеленое суконное, по соответствующим образцам, с суконными петлицами синего цвета и с черными пуговицами.

е) Фуражка темнозеленого сукна, с суконным околышем синего цвета.

Примечание. Попечитель учебного округа разрешает отступления от этой формы по местным условиям и времени года.

59. Все ученики гимназии и прогимназии обязаны вносить плату за ученье по-полугодно вперед, в течение первых двух месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения, но, по внесении платы, могут быть вновь приняты.

Примечание. Плата за ученье, количество которой определяется местными педагогическими советами, с утверждения министра народного просвещения, равно и прочие специальные средства гимназий и прогимназий составляют неотъемлемую собственность каждого из сих учебных заведений отдельно и употребляются, с утверждения попечителя учебного округа, по представлению педагогического совета, на пополнение штатных средств этих учебных заведений, на усиление учебных пособий, на вспоможение учителям и другим служащим при заведении лицам и на непредвиденные расходы.

60. От платы за ученье, по определению местного педагогического совета, освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; при чем наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за ученье составляло, в отношении ко всему числу учащихся, не более десяти процентов.

61. Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением, могут быть выдаваемы, по определению педагогического совета, единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии, из специальных средств заведения.

62. Окончательное испытание учеников, как в гимназии, так и в прогимназии производится в присутствии педагогического совета, на основании правил, утверждаемых, как сказано в § 48, попечителем учебного округа.

63. Ученики, окончившие с успехом полный курс ученья в гимназии и прогимназии, получают аттестат за подписью членов педагогического совета и с приложением печати учебного заведения. Сверх того, отличнейшие из окончивших курс в гимназии награждаются медалями золотыми или серебряными, число которых определяется всякий раз местным педагогическим советом.

64. Лица, необучавшиеся в гимназиях и прогимназиях, имеют право подвергаться испытанию из полного курса предметов, преподаваемых в сих учебных заведениях, наравне с учениками сих заведений и в одно с ними время, назначенное для испытаний. Выдержавшие испытание в полном курсе получают свидетельства, дающие им одинаковые права с окончившими курс учениками гимназий и прогимназий.


V. Педагогический совет.


65. Для более верного и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии, и для совокупного наблюдения за исправностию материальной части сих заведений, состоят при них педагогические советы.

66. Педагогический совет гимназии составляют, под председательством директора, инспектор, законоучитель и все прочие преподаватели наук и языков. В прогимназиях председательство в совете, состоящем также из законоучителя и всех прочих преподавателей наук и языков, принадлежит инспектору. Обязанность секретаря совета исполняет один из учителей, избираемый на эту должность советом на два года.

Примечание. В заседания педагогического совета приглашаются, по усмотрению председателя: 1) воспитатели и 2) врач, имеющие в таких случаях право голоса наравне с прочими членами.

67. Почетный попечитель гимназии и прогимназии считается постоянным членом педагогического совета, с правом голоса во всех делах, но обязан присутствовать непременно в заседаниях совета только при обсуждении вопросов, касающихся составления сметы, или поверки действительного и правильного употребления сумм, жертвуемых сословием, обществом и частными лицами на содержание гимназии и прогимназии, или пансиона при оных.

68. Педагогический совет собирается в течение учебного времени, по крайней мере, один раз в месяц; но в особых случаях, по предложению председателя, могут назначаться и чрезвычайные собрания (§ 19).

69. Дела решаются на совете по большинству голосов, причем, для действительного решения, требуется присутствие, кроме председателя, по крайней мере 5-ти членов. При равенстве голосов, голос председателя дает перевес.

70. Обсуждению и окончательному решению педагогического совета подлежат следующие дела: 1) прием учеников и перевод их из класса в класс, а также оставление в пансионе гимназии учеников высших трех классов; 2) освобождение недостаточных учеников от платы за ученье и выдача единовременных пособий и стипендий отличнейшим из них по успехам и поведению из специальных средств заведения; 3) выдача аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс и свидетельств посторонним лицам, выдержавшим испытание в полном учебном курсе; 4) определение наград ученикам, отличившимся поведением, прилежанием и успехами; 5) одобрение речей, назначаемых для чтения на публичном акте; 6) избрание из преподавателей секретаря совета и библиотекаря; 7) выбор книг для библиотеки, а также составление правил о порядке хранения и выдачи книг из библиотеки; 8) рассмотрение и одобрение программ преподавания по каждому предмету; 9) рассмотрение годичных отчетов по учебной части; 10) проверка сумм и счетов по приходам и расходам, как по гимназии и прогимназии, так и по пансионам, если таковые состоят при сих заведениях; 11) правила о взыскании с учащихся (§ 64); 12) распределение внеклассных занятий воспитанников пансиона и вообще устройство внутреннего в нем порядка и 13) все постановления о порядке преподавания и воспитания, которые не могут быть определены в уставе.

Примечание. Составление программ, подлежащих обсуждению и одобрению совета, обязательно для каждого преподавателя и по каждому предмету.

71. Заключения педагогического совета должны быть представляемы на утверждение высшего начальства: 1) по выбору учебных руководств и пособий; 2) по определению размера платы за учение; 3) по удостоению звания домашних учителей и учительниц и учителей уездных училищ; 4) по предположениям об отступлении от нормального устройства учебной части, или об улучшениях, которые потребовали бы новых средств от казны; 5) по разделению классов на параллельные отделения и 6) по составлению сметы специальных средств учебного заведения. Сверх сего на разрешение попечителя учебного округа представляются все случаи разногласия директора с большинством членов совета (§ 20).

Примечание. Во всех случаях разногласия, если меньшинство пожелает, мнение оного доводится до сведения попечителя округа.


VI. Почетный попечитель гимназии и прогимназии.


72. Почетный попечитель гимназии или прогимназии избирается на три года тем сословием, или обществом, которое дает содержание на гимназию или прогимназию, или пансионы при оных, и утверждается в должности попечителем учебного округа. В тех гимназиях и прогимназиях, которые содержатся на счет частного лица, почетный попечитель избирается сим последним, если такое лицо само не пожелает занять эту должность. Если учебное заведение содержится на счет нескольких сословий, обществ или частных лиц, в таком случае все они в совокупности избирают одного почетного попечителя, как общего их представителя.

73. На почетном попечителе лежит обязанность заботиться о правильном и своевременном доставлении сумм, следующих от сословия, общества или частного лица на гимназию и прогимназию, и об улучшении вообще материального состояния заведения.

74. Почетному попечителю предоставляется право контроля за действительным и правильным употреблением сумм, идущих от сословий, обществ или частных лиц на содержание гимназии или прогимназии, причем он имеет право замечания свои по сему предмету сообщать педагогическому совету и представлять попечителю учебного округа.

75. Почетный попечитель, когда присутствует в собрании педагогического совета гимназии и прогимназии, занимает после председателя первое место.

76. Почетные попечители, пока состоят в сем звании, считаются в государственной службе и должность их относится, в гимназии к V, а в прогимназии к VI классу.



Алексей Любжин

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer