Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Гимназия Поливановская частная в Москве. 1868-1918
Одна из самых известных в Москве частных гимназий, открыта Л.И. Поливановым в 1868 году. Поливановская гимназия занимает свое особое место в истории отечественной интеллигенции. В ней учились поэты Андрей Белый, М.А. Волошин, В. Брюсов, шахматист А.А. Алехин, художник А. Головин и многие общественные деятели России.
 
Персоналии Андрей Белый, М.А. Волошин, В. Я. Брюсов, А.А. Алехин, А. Головин, Л.И. Поливанов, Г.Е. Львов, В.М. Лопатин, М. М. Покровский, Ю.В. Готье
Виды школ гимназия
Библиография Андрей Белый. На рубеже двух столетий / Вступ. ст., подгот. текста и комм. А. В. Лаврова. – М., 1989; В пушкинские дни 1899 года. Странички из истории Поливановской гимназии / Подг. М.В. Рыбин // Встречи с прошлым. Вып. 3. – М., 1986; Осипов Ю. Любовь и скорбь. – М., 1991.


Поливановская гимназия. Фото начала XIX века.


 

 

 

 

 

 

 

 

Частная мужская гимназия открыта в 1868 году Л.И. Поливановым – выдающимся русским педагогом, литературоведом, общественным деятелем. Он свыше 30 лет возглавлял гимназию, получившую его имя.

Первоначально гимназия размещалась на Тверском бульваре, позже на Пречистенке, в доме 32 – в особняке П.Я. Охотникова, где занимала второй этаж.

Число гимназистов не превышало 200 человек. Поступали в нее дети интеллигентов, аристократии, крупных коммерсантов. Костяк составляли дети из верхнего слоя московской интеллигенции – профессорской среды. Большинство учащихся жили по соседству, в прилегающих кривых арбатских переулках.

Здесь учились сыновья известных медиков Ф.Ф. Эрисмана и В.Ф. Снегирева, зоолога С.А. Усова, гистолога И.Ф. Огнева и многих других профессоров-естественников. Дети приносили из родительского дома в Поливановскую гимназию интерес к естествознанию, чуждый даже лучшим классическим гимназиям тех лет. Поливановцем был и граф П.С. Шереметев – сын видного сановника и историка, председателя императорской Археографической комиссии С. Д. Шереметева. Здесь учились старший сын Льва Толстого, а также князь Г.Е. Львов – потомок Рюриковичей, видный общественный и государственный деятель России, активный участник земского движения и глава Временного правительства.

Из стен гимназии вышли и крупные деятели русской культуры, искусства, театра и литературы. В гимназии получил образование Валерий Брюсов. Уже в младших классах он начал сочинять стихи, в старших писал их сотнями. Когда Брюсов был в выпускном классе, в гимназию поступил его будущий сподвижник Андрей Белый – тогда еще Боря Бугаев. Позднее он отметит: «Скажу с гордостью: я ученик класса словесности Поливанова и как воспитанник «Бугаев» и как «Андрей Белый».

В Поливановской и Первой гимназии учился прекрасный поэт Максимилиан Волошин. Но ему не нравилась гимназическая система образования. В Автобиографии он отметит: «Поливановская гимназия и казенная 1-я гимназия. Это самые темные и стесненные годы жизни, исполненные тоски и бессильного протеста против неудобоваримых и ненужных знаний». Вместе с тем гимназия дала Волошину основательное знакомство с древними языками и античною литературою…

 

Актовый зал Поливановской гимназии

Поливановская гимназия, классическая по своему типу, прививала вкус к интеллектуальному труду, утверждала ценности духовной культуры, интерес к истории, к древним языкам, но при этом не пользовалась репутацией косного учебного заведения, дух ее был вполне демократический. «В 90-е годы это была лучшая московская гимназия,— отмечал Андрей Белый.— В ней отрицалась казенщина; состав преподавателей был довольно высок; преподаватели принадлежали к лучшему московскому культурному кругу; не одною силою педагогических дарований их должно оценивать, а фактом, что человек, интересующийся культурою, в них доминировал над «только учителем»». Правда, в другое время и при других обстоятельствах Андрей Белый описал гимназическую среду не без сарказма, иронизируя над либерализмом и косностью учебных традиций.

В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав. Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин, латынь — профессор М. М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н. И. Шишкина и словесника Л.П. Бельского. Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек, а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога». Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов.

Позднее Андрей Белый вспоминал, как проходили у Л.И. Поливанова уроки латинского языка: « однажды он объяснял нам склонение латинского местоимения «хик, хэк, хок» (этот, эта, это) и, увлекаясь, запел на весь класс. Что интересного в склонении местоимения? А мы, Ганимеды, чувствовали себя им, Зевсом, унесенными в небеса; но, увы, — звонок; надзиратель открыл дверь класса; «Лев» спешно доканчивал объяснение и призывал нас твердо выучить неправильные формы склонения; призыв так зажег нам сердца, точно он был призыв к интереснейшим забавам: мы с блистающими глазами, бросив парты, обступили столик, на котором он декламировал нам необходимость одолеть неправильные формы; и он сам, вдохновленный, встал и, воздев руку, кричал над нами:

 

— Надо так знать склонение «хик, хэк, хок», чтоб скороговоркой без всякого припоминания сыпать склонением: тебя разбудят ночью, — ткнул пальцем в живот какого-то малыша, молниеносно присев перед ним едва ль не на корточки, — а ты, сквозь сон, во сне, заори благим матом из постели, — тут он, взлетев с корточек, закинув голову и потрясая восторженно рукой, заплясал, припрыгивая в такт своего полупения, полувскриков, с привзвизгами:

— Hic-haec-hoc, huius-huius-huius, huic-huic-huic, hunc-hanc-hoc, hoc-hac-hoc.

Он подпрыгивал выше, подкрикивал громче; и мы вслед за ним стали хором выкрикивать, дружно подпрыгивая; проходящие мимо нас воспитанники старших классов, преподаватели, надзиратель с большим изумлением, не без улыбки останавливались, наблюдая дико-восторженную пляску класса вокруг пляшущего и кричащего Поливанова; можно было подумать, что это — пляска с томагавками каких-нибудь дикарей; отплясавши склонение, вихрем он вылетел в зал, направляясь в учительскую; вихрем вылетели мы, кричащие — потные, красные; неправильное склонение это мы знали теперь навсегда; никакими усильями воли оно не изглаживалось.

Вот такими-то манипуляциями приводя нас в восторги, он вводил в наши души труднейшие латинские формы; и кабы он провел нас до старших классов как учитель латыни, мы стали б, наверное, все латинистами; но со второго класса учитель латыни бессмысленно все растоптал, что в душе Поливанов посеял нам. (Андрей Белый. На рубеже двух столетий / Вступ. статья, подгот. текста и комм. А. В. Лаврова. – М., 1989. С. 276.).

В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта. Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году: «Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И., может быть, в сотый раз в жизни, но все с той же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».

Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов. Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве. Из участников кружка вышли известные актеры В.М. Лопатин, П.М. Садовский, В. В. Лужский, исполнявший в МХТ роли в пушкинском «Борисе Годунове», Ю.М. Юрьев, игравший в столичном Александринском театре.

Поливановская гимназия поддерживала устойчивые связи между воспитанниками после окончания курса обучения. Существовало Общество бывших воспитанников Поливановской гимназии, его члены постоянно посещали занятия шекспировского кружка, принимали участие в спектаклях, бывали на традиционных субботниках у Л.И. Поливанова. Они приходили студентами, приходили, окончив высшую школу, и нередко возвращались в гимназию в качестве преподавателей.

Поливановская гимназия занимает видное место в истории московского образования и культуры. Ее закрыли советские власти в 1918 г.

Пелевин Ю.А.

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer