Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Щ » Щедровицкий Георгий Петрович » БИОГРАФИЯ


Щедровицкий Георгий Петрович
Щедровицкий Георгий Петрович (1929—1994) — философ, методолог, педагог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК). Г.П. Щедровицкий отстаивал деятельностный подход в противоположность натуралистическому, рассматривая мир как деятельность.
 
Источники Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.; Большая Российская энциклопедия, 2003; http://gp.metod.ru/gpnew/gp/14
Библиография Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1981. – М., 1981; Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. – М., 1983; Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. – М., 1983; Щедровицкий Г.П., Наградова Е.Я. Категории сложности изыскательных работ как объект исследований с системодеятельностной точки зрения // Проблемы методологии и технологии инженерных изысканий. – М., 1985; Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986. – М., 1987; Щедровицкий Г.П. О методе исследования мышления. – М.: Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2006; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006; Мамардашвили М.К. Начало всегда исторично, т.е. случайно // Вопросы методологии. 1991. № 1; Георгий Петрович Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. № 1-2; Грушин Б.А. Мы пытались ответить на кардинальные вопросы // Вопросы методологии. 1994. № 1—2; Пископпель А.А. К творческой биографии Георгия Петровича Щедровицкого // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.


Щедровицкий Георгий Петрович


Щедровицкий Георгий Петрович (1929—94), философ, методолог. В 1951—58 преподавал в московских средних школах. С 1958 в системе АПН РСФСР. В 1952—54 основал совместно с А. А. Зиновьевым и М. К. Мамардашвили Московский логический кружок (впоследствии — Московский методологический кружок); со 2-й половины 50-х гг. его фактический руководитель. В 1955 организовал совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым Комиссию по психологии мышления (при Обществе психологов СССР); в 1962 — семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным). Основатель и гл. редактор (с 1988) журнала «Вопросы методологии».

Первые исследования связаны с созданием «содержательно-генетической логики» и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в т. ч. на материале обучения детей, игр и пр. Предложил как форму организации коллективного мышления организационно-деятельностные игры. С 1979 провел свыше 90 таких игр, посвященных образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др.

Сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространенную им на проблематику образования. Часть результатов этих исследований обобщена в монографии «Педагогика и логика» (1968; опубликована в 1994). Представил педагогику как комплексную науку, для которой ведущую роль играют логико-методологические подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг., фактически наметил контуры оригинального варианта философии образования; одновременно исследовал пути создания инновационных педагогических технологий.


Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.; Большая Российская энциклопедия, 2003.



Научная биография Г. П. Щедровицкого

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Его отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.

В 1946 году Г. П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность — теоретическая физика). Область его научных интересов сформировалась уже на первых курсах физфака: он изучал строение научных теорий, размышлял о разработке проекта теории мышления. Это предопределило переход Г. П. Щедровицкого на философский факультет (1949 г.), где он занимался философскими проблемами естествознания, затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, Георгий Петрович стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 году он заканчивает факультет с отличием; его дипломная работа была посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г. П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», в которой пытается особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датируются 1957 годом. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н. Г. Алексеевым и И. С. Ладенко программа комплексного анализа мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно — и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь. С 1955 года он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 года под патронатом Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В. В. Давыдовым и при поддержке профессора П. А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельностью которой он руководил до конца жизни. Наконец, в 1962 году при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 года. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования систем и структур» (1965 г.) и брошюра Г. П. Щедровицкого «Проблемы методологии системного исследования» (1964 г.).

С апреля 1958 года Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем, перейдя в редакцию педагогики, редактирует там труды Н. К. Крупской, П. П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории редактором журнала «Вопросы психологии».

В круг основных научных интересов Г. П. Щедровицкого в эти годы входят структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960-го по август 1965 года, находясь в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР, Г. П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии «детского общества», изучает развитие дошкольников и школьников в условиях обучении, исследует возможности анализа и типологии ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б. В. Сазоновым, В. М. Розиным, Н. И. Непомнящей, Н. Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г. П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. — март 1969 г.) Г. П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологии дизайна. Основными становятся объектами изучения становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965—1967 гг.) и «Мышление дизайнера» (1966—1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений — дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

В феврале 1968 года в Москве проходит судебный процесс по делу А. Гинзбурга и Ю. Галанскова, который учился в школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо в защиту обвиняемых, адресованное деятелями культуры и науки руководителям КПСС и правительству. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС Г. П. Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (куда он вступил в 1956 г.) «за действия, использованные во вред партии и страны». Вслед за этим был рассыпан набор книги «Педагогика и логика», которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее вплоть до марта 1969 года Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, где руководил подготовкой коллективной монографии «Методологические проблемы теории дизайна» — внезапного он был уволен из института по причине сокращения штатов. Непосредственным поводом послужила «Реплика» газеты «Правда», подписанная тогдашним главным редактором газеты В. Афанасьевым, по поводу статьи Г. П. Щедровицкого «Данные науки или самообман», опубликованной в «Литературной газете». В статье (заголовок был дан газетой) утверждалось, что до того момента, когда социология окончательно сформирует свой научный предмет, проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы, а в перспективе и без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 года Г. П. Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР, вначале на должность методиста, затем — руководителя учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на «обстоятельства», Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследует особенности проектного, планирующего и программирующего мышления. Также он занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публикации результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: «Смысл и значение в структуре знака» (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), «Проблемы исторического развития мышления» (1973, 1974 и 1975 гг.), «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направления: «Значения и знания» (1971 г.), «Деятельность, коммуникация, рефлексия» (1974 г.), «Смысл и понимание» (1977 г.).

В 1975 году выходит коллективная (А. Раппопорт, О. Генисаретский, Б. Сазонов и др.) монография «Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология». В разделе «Исходные представления и категориальные средства теории деятельности», который написал Георгий Петрович, была осуществлена сборка основных представлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 года Г. П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры на должность старшего преподавателя кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки; также он читает спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 года он организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)».

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 года Георгий Петрович становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуросистемных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г. П. Щедровицкий руководит (совместно с Л. Н. Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и следит за реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные публикации: «Об основных аспектах социологического исследования физкультуры и спорта как сферы деятельности» (1977 г.), «Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта» (1977 г.), «Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система» (1979 г.).

В 1979 году Георгий Петрович начинает исследования по теме «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия». На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979—1991 годов Г. П. Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, которые послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 году Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы «Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности» подготовил следующие работы: «Ситуационный анализ и анализ ситуаций», «Схемы и знаки в мышлении и деятельности», «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации», «Работа со схемами в организационно-деятельностных играх».

В 1980—1983 годы Г. П. Щедровицкий работает в должности старшего научного сотрудника в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 года в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он переходит в ЦНИИпроект Госстроя СССР — в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 году был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: «Категория сложности производства проектно-изыскательских работ» и «Типология ситуаций проектно-изыскательских работ». Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И. М. Губкина.

Последним местом работы Г. П. Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведовал лабораторией организации проектно-строительного дела (декабрь 1988 г. — апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и программных разработок.

В общей сложности Георгием Петровичем было опубликовано около 150 работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и других странах. Но это лишь часть того, что было написано им за 40 лет активного научного труда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР Г. П. Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 г.) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.


Текст подготовлен Г. А. Давыдовой

Мировая художественная культура 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Литература 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Музыка 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
История 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer