Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Лилина Злата Ионовна » БИОГРАФИЯ


Лилина Злата Ионовна
Лилина Злата Ионовна (1882—1929) – педагог, литератор, общественно-политический деятель, член Петроградского губисполкома. Сотрудница газет «Правда», «Звезда». Вторая жена Г. Е. Зиновьева. С 1925 г. участница «ленинградской» — затем объединенной левой оппозиции в ВКП(б). В 1927 г. исключена из партии; в 1928 г. восстановлена.
 
Персоналии Зиновьев Г.Е. , Ленин В.И.
Источники Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Глав. редактор В.В. Давыдов. Т.1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Библиография Лилина З.И. Социально-трудовое воспитание. Итог четырехлетней работы с Октябрьской революции до октября 1921 г. – Пг., 1921; Лилина З.И. Красный календарь в трудовой школе. Метод, статьи, инструктивный материал и библиография. – Л., 1924; Лилина З.И. Школа и трудовое население. Опыт связи. Принципы и методы. – Л., 1925; Лилина З.И. (ред.) Практика социального воспитания. (Опыт Ленинграда и Ленинградской губернии). Сб. – М.; Л., 1926; Лилина о самой себе (Автобиография) // Красная летопись. 1929, № 4; Лилина З.И. Педагогические методы Ленина. – М., 1925.


Лилина Злата Ионовна (1882, с. Друя Витебской губ. — 1929, Ленинград) — педагог, деятель народного образования. Жена Г. Е. Зиновьева.

По окончании гимназии в Митаве З. И. Лилина работала учительницей. В 1902 году она вступила в РСДРП, а в 1903 году примкнула к организации большевиков. В 1902—1903 годах З. И. Лилина находилась в Швейцарии, где училась на медицинских курсах в Берне.

В 1905—1907 годах в Петербурге она участвовала в революционных событиях, продолжая при этом педагогическую деятельность. В 1908—1917 годах З. И. Лилина вновь жила в Швейцарии (Женева), работая под руководством В. И. Ленина: она сотрудничала в газетах «Звезда», «Правда», в журнале «Работница», участвовала в подготовке партийных публикаций.

С апреля 1918 года она занимала должность зав. отделом социального обеспечения Петроградского совета. З. И. Лилина возглавляла борьбу с детской беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в школьных учреждениях, приютах, детдомах.

В 1920 году она была назначена зав. петроградским Губсоцвосом и зам. зав. губоно. В 1924—1926 годах — зав. петроградским губоно. Затем она была командирована в распоряжение ЦК партии и в 1927—1929 годах являлась зав. отделом детской книги Госиздата, членом коллегии Главсоцвоса НКП РСФСР.

В основе организаторской и научно-педагогической деятельности З. И. Лилиной лежало представление о том, что школа — это «первая ступень жизни» (а не средство подготовки к ней), на которой учащиеся должны обрести духовную свободу и научиться «самоуправляться и управлять». З. И. Лилина настаивала на вариативности типов общеобразовательной школы. Наиболее адекватными условиям послереволюционного периода она считала апробированные в практике Петроградской губернии (Союза северных коммун) три типа школ: школы с продленным днем, школы-клубы (с правом свободного посещения в течение полного дня и изучением предметов по выбору), детские дома (или «детские трудовые коммуны»; рассматривались как тип массовой школы).

З. И. Лилина показала разнообразные возможности взаимодействия и сотрудничества школьников с учителями, воспитателями, трудовым населением (организовывались советы по народному образованию, «рабочие патронаты», так называемые летние школы, создаваемые при поддержке предприятий и крестьянских обществ, занятия с привлечением специалистов производства, творческой интеллигенции и др.). Она способствовала развитию школ с сельскохозяйственным и индустриальным уклоном.

Отмечая необходимость связи школы с производительным трудом, З. И. Лилина в то же время заняла леворадикальную позицию по отношению к профсоюзному образованию, противопоставив его общему. В полемике по проблемам трудового обучения она выступила против идей ранней профессионализации и монотехнического образования.

После 15-го съезда ВКП(б) (1927) З. И. Лилиной была инкриминирована принадлежность к «троцкистской оппозиции» — она была исключена из партии. Со 2-й пол. 30-х гг. имя и труды З. И. Лилиной были изъяты из научного обращения и библиографии.

Мировая художественная культура 1918-1929 Советский период
Литература 1918-1929 Советский период
Музыка 1918-1929 Советский период
История 1918-1929 Советский период

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer