Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Поливанов Лев Иванович » БИОГРАФИЯ


Поливанов Лев Иванович
Поливанов, Лев Иванович (1838–1899) – русский педагог, литературовед, общественный деятель, директор частной гимназии в Москве. Сторонник классического образования. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку, книг для классного чтения. Автор исследований по литературе, а также методик преподавания русского языка и литературы.
 
Виды школ гимназия
Источники http://pokrovka.narod.ru/People/Work/Poliv/Ug444.htm
Библиография Памяти Л. И. Поливанова. - [М]., 1909; Колосов С. Н. Л. И. Поливанов, педагог и методист конца прошлого века // Русский язык в школе. 1941. № 3; Образование в Москве. История и современность. – М.: Изд. Объединение «Мосгорархив», 2000; Данилова Л.И., Дудина Т.А. У Покровских ворот.Покровка, 22 / Серия Биография Московского дома. – М.: Московский рабочий, 1997; Энциклопедия «Москва». – М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003.


Поливанов Лев Иванович


Л. И. Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии. С 1844 года он жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях, где затем преподавал; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1861).

Л. И. Поливанов преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С 1864 по 1875 год он работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам. Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка. Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

В 1868 году Л. И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как Поливановская. Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы. Ее выпускники с 1875 году получили статус окончивших государственные гимназии. Поливанов преподавал в ней несколько учебных предметов, в том числе русский язык и словесность, латинский язык.

На педагогическую систему того времени большое влияние оказали составленные им и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Это был не только замечательный педагог, но и прекрасный переводчик произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов. Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л. Н. Толстом и комментарии к произведениям классиков русской литературы. Поливанов подготовил комментированные издания (для школьного и семейного чтения) сочинений Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина. В 70-х гг. он организовал Шекспировский кружок, где изучались и ставились произведения английского драматурга, некоторые — впервые в России. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Скончался Л. И. Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. На средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии было сооружено надгробие (арх. С. У. Соловьев).



* * *


Талантливый педагог и литературовед, Лев Иванович Поливанов был директором одной из самых известных в Москве частных гимназий, открытой им в 1868 году. В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Здесь работал сильный преподавательский коллектив. Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии. По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности». Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые теплые воспоминания о своем наставнике.

Поливанову принадлежат несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Однако подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870), III-IV классов (1875) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий. Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является не воспитание, не развитие эмоциональной сферы и художественного воображения, а прежде всего развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля. Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое. В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый). В предисловии ко второй части хрестоматии Поливанов помещает интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова. Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии. Третье ее издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого. Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии». Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям». Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера. (Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы http://infolio.asf.ru/Philol/Bogdanova/2_2.html)

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer