Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » У » СТАТЬИ


Епархиальные училища

Епархиальные училища — средние женские учебные заведения в России, созданные по Уставу 1843 г., главным образом для дочерей священников. Училища содержались на церковные средства и находились в ведении Синода.

Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий – за плату. Учебный курс (6 классов) был близок к курсу женских гимназий. Окончившие курс епархиального училища получали право на звание домашних учительниц по предметам, по которым имели хорошие оценки, и принимались учительницами начальных — по преимуществу сельских — школ (с 1884 – церковно-приходских). С 1900 г. были открыты специальные седьмые педагогические классы. При некоторых училищах существовали начальные школы, в которых воспитанницы старших классов проходили практику. Епархиальные училища были ликвидированы советской властью.

После 1991 г. училища подобного типа стали возрождаться.

 
Виды школ училище
Источники http://biblio.narod.ru/gyrnal/statyi/eparx-andr.htm; Изобр. - http://www.krugosvet.ru/articles/101/1010191/0012702G.htm; http://www.admoblkaluga.ru/DOC/htm/pam/0zdan4.htm
Библиография Никольский С. Взгляд Иннокентия Архиепископа Херсонского и Таврического по вопросу о школьном образовании девиц духовного звания // Черниговские епархиальные известия. 1888. № 8; Об училищах девиц духовного звания. - СПб., 1866; Ромашков Д.И. О задачах духовного просвещения в отношении к запросам современного русского общества // Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. 1911. Кн.11; Устав Епархиальных Женских училищ. – Пенза, 1880; Лужников A.M. История педагогики. – Свердловск, 1991; Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.


Епархиальное училище в г. Лубны Полтавской губернии


Женские епархиальные училища имели свое особое назначение и свою особую организацию. Они были созданы в середине XIX века для дочерей православных священников и причетников, но не являлись сословным учебным заведением: за определенную плату, определяемую местным духовенством, там могли обучаться девицы из других сословий общества.

Эти училища состояли в ведении Святейшего Синода. На более низком уровне они находились под управлением епархиальных архиереев и вверялись ближайшему попечению местного духовенства, которое само находило средства к содержанию училища.

Духовенство ставило главной целью епархиальных училищ воспитать и приготовить из своих дочерей добрых и достойных жен священников. Дочь священника, желающая стать женою священника, должна была быть образованною девицею, иначе она не смогла бы пользоваться уважением среди тех прихожан, которые обучали своих детей грамоте. Кроме того, жена должна была поддерживать своего супруга: предохранять его от упадка духа, от нравственного усыпления и огрубения в материально-житейских помыслах и интересах, от дурного общения, от грубых склонностей и привычек; она должна была уметь утешить и успокоить его в различных неудачах, тяготах, помочь в борьбе с искушениями.

Преданная, умная и духовно образованная жена пастыря церкви была часто единственной его советницей и сотрудницей среди ближнего окружения. Она не только облегчала мужу трудности общественного служения, но также принимала на свое попечение заботы по воспитанию детей и управление домом.

Никакое другое женское учебное заведение не могло подготовить дочерей духовенства к миссии жены священника. Хотя курс преподаваемых предметов в светских и духовных училищах был один и тот же, только в духовных учебных заведениях девушка могла получить истинное духовное образование — в духе и под руководством Православной церкви.

Из предметов обучения обязательными в женских епархиальных училищах считались следующие: Закон Божий, Священная История, пространный катехизис, объяснение богослужения, всеобщая и русская история Церкви. Кроме того, преподавались русский язык, русская словесность и практическое ознакомление со старославянским языком; арифметика и общие основания геометрии; география всеобщая и русская; гражданская история – всеобщая и русская; необходимые начальные элементы физики; педагогика; чистописание; церковное пение.

Епархиальное училище в г. Калуге. Здесь преподавал К.Э. Циолковский


Необязательными предметами считались музыка, рисование и новейшие языки. В некоторых епархиальных училищах было введено иконописание. Воспитанницы писали иконы для беднейших церквей епархий. Кроме того, девицы обязательно обучались, хотя и только во внеурочное время, шитью, кройке, вязанию и другим домашним рукоделиям. С 1888 года, по распоряжению Святейшего Синода, в училищах было введено обучение шитью и починке церковных облачений и других принадлежностей церковной ризницы: облачения на престол, жертвенник, церковные завесы, священнических облачений и т.д.

Воспитанницы сами себе шили белье и платья, убирали комнаты и постели, поочередно готовили обеды и сервировали стол, занимались садоводством и другими предметами домашнего хозяйства. В светских учебных заведениях эта сторона воспитания оставалась без внимания.

Содержание воспитанниц было самое простое и незатейливое. Их заранее приучали к скромной трудовой жизни. По мнению московского митрополита Филарета, «воспитание их должно быть направленно, к тому, чтобы дать девицам религиозно-нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению.... При помещении заведения должна быть устроена в нем церковь; прочее все, из бережливости, должно быть просто, кроме самого необходимого приспособления к потребностям заведения. Воспитываемые девицы живут в малых комнатах и непросторно. Кто придет в такое заведение из подобных светских, тот не похвалит видимого, потому что найдет только чистоту и опрятность, а не занимательный и блистательный вид. Но это сообразно с положением воспитываемых, которые пришли сюда из тесных и скудных жилищ и в такие же, по всей вероятности, должны возвратиться. Блистательное жилище во время воспитания сделало бы для них неприятным будущие их жилища, простые и скудные».

Для того чтобы облегчить путь к духовному образованию воспитанницы использовали три известных основных средства: Чтение слова Божьего; Молитва; Причащение Святых Таин.

Девицы ежедневно слушали положенные молитвы утром и вечером, до и после приема пищи, при начале и в конце уроков в классе. В воскресные и праздничные дни они присутствовали при богослужении. Соблюдая в точности посты, установленные Православною Церковью, все воспитанницы говели, исповедались и причащались Святых Таин два раза в год: в Великий пост на первой неделе и в пост перед Рождеством Христовым, в дни 17—21 ноября.

В день причастия воспитанницам делали праздничный стол. На дни говенья уроков ученицам не задавали, некоторые дисциплинарные взыскания и наказания за неуспеваемость и шалости в первую четверть года (август — октябрь) налагали непременно до дней говенья.

Еще одна из составляющих духовного образования – это режим жизни в епархиальных училищах. В 7 часов воспитанницы встают, в 8 уже идут на утреннюю молитву в училищную церковь. С 9 до 15 часов проводятся занятия, причем каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Между уроками перемена на 20 минут. Завтраки, обеды и ужины сопровождаются молитвой. В 21 час девицы ложатся спать. В итоге: 8 часов уделялось умственным и физическим занятиям, 2 часа выделялось на молитву, 4 часа — на прогулку и принятие пищи и 10 часов на сон.

Преподавание церковного пения в епархиальных училищах очень отличалось от преподавания в светских учебных заведениях и проводилось в строго религиозно-православном духе. Согласно учебному плану этому предмету было отведено 12 часов в неделю. Воспитанницы пели в храме и по партесным нотам, и по Обиходу, изданному Святейшим Синодом. Кроме хорового пения, девицы выступали также меньшими группами и поодиночке. Они могли петь и молебны, и панихиды — при бракосочетании и крещении и т.д. Изучались также патриотические гимны и канты, литературные и народные песни, сохранившие в себе историческое национальное содержание и чистую поэтическую прелесть.

В 1886 году Синодом было рекомендовано в старших классах знакомить воспитанниц с приемами образования певчего хора и управления им: многие девицы по окончании курса становились сельскими учительницами, для которых желательно было умение составить хор при церкви или организовать в нем пение. Это также входило в систему духовного образования.

В некоторых епархиальных училищах дело обстояло совершенно иначе. Один заслуженный профессор университета пишет: «Горько жалуются на свою судьбу те наши батюшки, которые поженились на девицах местного епархиального училища; сидят себе, поджавши ножки, да романцы читают; не то они посмотрят, что в печке делается, не то умеют с мужиком поговорить; детишки чумазые и бегают без присмотра». Такие мнения не раз появлялись в печати XIX века. В связи с этим некоторые священники (Сперанский, Ромашков, Преображенский и другие) неоднократно в своих наставлениях начальницам женских епархиальных училищ делали акцент на духовном образовании. По их мнению, только образование по духу христианской религии может нравственно усовершенствовать человека и сделать его способным исполнить то назначение, какое требуется высоким достоинством его нравственной природы. Такое образование не может ограничиваться развитием какой-либо одной способности души, но должно охватывать всю духовно-нравственную природу человека со всеми ее силами и способностями. Духовное образование должно совершаться через преобразование всей духовной природы человека в ее главных способностях, в уме, сердце и воле.

Ум человеческий имеет прирожденную способность стремиться к истине. Эта высокая цель должна достигаться сообщением ей необходимых важнейших знаний о Боге, Господе Иисусе Христе, учение веры и христианской нравственности. Духовное образование должно стремиться благотворно действовать на сердце и волю женщины. Эти наставления были приняты как руководство для образования девиц в женских епархиальных училищах.


Хор учениц епархиального училища на открытии галереи «Строгановская» в Нижнем Новгороде. 2005 г.


Воспитывая епархиалок в духе православия и народности, духовенство способствовало возвышению и укреплению в сердцах народа всего русского и национального. Духовное образование вело людей к духовной жизни и не было достоянием только лишь духовенства. (Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах.)

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 Современная школа
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 Современная школа
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 Современная школа
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 Современная школа

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer