Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » У » СТАТЬИ


Университеты
Университеты — многопрофильные высшие учебно-научные заведения, характерной особенностью которых является сочетание учебной и научно-исследовательской работы.
 
Виды школ университет
Источники Пелевин Ю.А.; Изобр. - http://photo.mnc.ru/viewp.php?dir=msu&image=17
Библиография Параллельный свод общих уставов императорских российских университетов 1863, 1835, 1804 годов и Дерптского 1865 года. – СПб., 1880; Общий устав императорских российских университетов 1884 г. – М., 1911; Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. Вып. 1. Университеты до эпохи шестидесятых годов. – СПб., [1914]; История Московского университета в двух томах. Т. 1, 1755 —1917, Т. 2, 1917 -1955. – М., 1955; Московский университет за 200 лет. Краткий исторический очерк / Сост. А.М. Сахаров и Д.К. Шелестов. – М., 1955; Бутягин А.С., Салтанов Ю.А. Университетское образование в СССР. – М., 1957; Ременников Б.М., Ушаков Г.И. Университетское образование в СССР. – М., 1960; Университетское образование в СССР и за рубежом. Вып. 1. Библиографический указатель русской и иностранной литературы за 1950— 1960 гг. // Под ред. Г.Г. Кричевского и Э.А. Нерсесовой. – [М.], 1966; Высшая школа СССР за 50 лет. – М., 1967; American universities and colleges, 8 ed., Wash., 1960; Curtis S.L. History of education in Great Britain, [2 ed.]. L., [1950]; «Bulletin of the International Association of Universities», 1953-65, v. 1-13.


Оксфордский университет. Основан во вт. пол. XII века


Университеты — многопрофильные высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку высококвалифицированных кадров по широкому кругу специальностей в области естественных, общественных, а также других гуманитарных наук. Университеты обеспечивают глубокую теоретическую подготовку выпускников к предстоящей научно-практической и педагогической деятельности. Характерная черта университетов — тесное сочетание учебной и научно-исследовательской работы.

Словом universitas (лат., буквально — совокупность, от universus — весь, взятый в совокупности) в средние века так назвались различные товарищества, купеческие гильдии, торгово-промышленные цеха и некоторые другие объединения. Соответственно этому и вновь возникшие в то время «вольные» школы стали называться universitas magistrorum et scholarum (корпорация преподавателей и студентов); лишь постепенно учебные заведения стали называться «университетами» (прежде studium — школа, studim generale — всеобщая школа; эпитет generale указывал на интернациональный характер учебного заведения). Затем название стало означать учебный план высших школ, объединяющих всю совокупность наук (universitas literarum).

 

Болонский университет – древнейший европейский университет. Открыт в пер. пол. XII века.

Возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление и прочее.

   

Кембриджский университет. Основан в 1209 году. Современное здание.

Первые университеты появились в XII веке в экономически развитых странах Западной Европы (Италии, Испании, Франции). Наибольшее значение из итальянских университетов имел университет в Болонье (XII в.), который вначале носил светский характер и славился преподаванием юридических наук. Университеты, открытые в XIII-XIV веках в других итальянских городах, по своему типу соответствовали Болонскому университету.

В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей. В XII веке церковными властями был открыт университет в Париже. Его возглавлял представитель епископа — канцлер. Автономия университета была очень ограничена: в выборе должностных лиц студенты не участвовали, профессора не выбирались, а назначались и оплачивались церковью (в первых североитальянских университетах профессоров оплачивали сами студенты). Господствующим являлся теологический факультет.

По образцу Парижского университета впоследствии возникли университеты в других городах Франции, Германии, Англии, за исключением Оксфордского и Кембриджского университетов, развивавшихся самобытно.

В XII веке в Испании (Саламанка, Вальядолид), Португалии (Коимбра), Неаполе возникли университеты, которые были основаны и содержались королевской властью. Король назначал профессоров, издавал правила об экзаменах, порядке присвоения ученых степеней и т. д. В 1348 году был создан Карлов университет в Праге, в 1364 – Ягеллонский университет в Кракове.

 

Эмблема Пражского (Карлова) университета с девизом «Наука – сила». Основан в 1348 г. императором Карлом IV.

Средневековые университеты имели 4 факультета. Обязательным для всех был так называемый артистический (подготовительный общеобразовательный) факультет, на котором преподавались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Изучив грамматику, риторику и основы диалектики, студент получал степень бакалавра искусств, а по изучении полного курса (философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки) ему присваивалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из 3 факультетов: богословский, медицинский или юридический, по окончании которых присваивалась степень бакалавра, магистра и другие по соответствующей отрасли (богословию, медицине, праву). В Парижском университете были три главные степени: бакалавра, лиценциата и магистра (доктора).

Как срок обучения, так и возраст студентов в университетах не были установлены (практически обучение в университетах продолжалось 12—14 лет). Методами обучения были лекции и диспуты. Часть студентов жила в университетском общежитии (в коллегиуме), а иногда - в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университетского начальства. Студенты, принадлежавшие к той или иной национальности, объединялись в особые организации – «нации», отголосками которых в позднейшие века, вплоть до XX века, были студенческие «землячества» (землячества существуют и в современных вузах).

Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

Эпоха буржуазных революций и установление капиталистического строя в странах Европы оказали большое влияние на характер университетского образования. Промышленная и торговая буржуазия нуждалась в развитии естественных наук. Уничтожение схоластики в университетском образовании было частью общей борьбы буржуазии против феодальной идеологии.

Современные зарубежные университеты по организационной структуре обычно представляют собой объединения самостоятельных факультетов или институтов, школ, колледжей. Большинство университетов наряду с подготовкой исследователей и других специалистов выпускает также учителей средней школы. Как правило, в составе университетов имеются следующие факультеты: естественный, медицинский, юридический, филологический, философский, экономический, инженерный, в некоторых – богословский. Наиболее распространены в капиталистических странах английская, французская и испанская системы организации образования. Английская система предполагает разделение обучения на 3 этапа (каждый длится 2 года): промежуточный, на котором студенты изучают в основном общеобразовательные дисциплины; специальный, завершающийся получением степени бакалавра; повышенный - заканчивается получением степени магистра. На этом последнем этапе студенты получают глубокую специализацию по определенной дисциплине или группе смежных дисциплин. Французская система не предусматривает разделения на этапы. В зависимости от специальности обучение в университете длится от 4 до 7 лет. Выпускники инженерных специальностей получают звание инженеров, юридических факультетов — лиценциатов права, медицинских — докторов медицины. Очень близка к французской и испанская система.

Для университетов характерно приближение подготовки специалистов к потребностям народного хозяйства. Например, в Дрездене (ГДР) в 60-х гг. на базе Высшей технической школы был создан вуз нового типа – Технический университет. Эти же тенденции типичны, например, для Гарвардского университета, Римского университета, университетов Великобритании и Чехословакии.

Попытки организации университетов в России относятся к началу XVIII века, когда при Академии наук был создан Академический университет . Однако, характеризуя это учебное заведение, М.В. Ломоносов отмечал, что «при Академии наук не токмо настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно». Поэтому первым русским университетом по праву считается Московский университет , основанный в 1755 году по инициативе И.И. Шувалова.

 

Московский университет открыт 12 (23) января 1755 г. Высотное здание построено в 1949-53 гг.

К числу старейших университетов страны принадлежат Тартуский (1802), Вильнюсский (1803), Казанский (1804), Харьковский (1805), Санкт-Петербургский (1819), Киевский (1834). Всего в дореволюционной России было 13 университетов (44 тыс. студентов).

Санкт-Петербургский университет. Основан в 1819 г.

Деятельность дореволюционных университетов регламентировалась уставами. Русские университеты, будучи центрами развития научной мысли, просвещения, подготовки научно-педагогических кадров, оказали большое влияние на общественный прогресс, сыграли важную роль в развитии России.

После Октябрьского переворота, как и другие вузы, подверглись коренной перестройке на основе большевистских декретов об образования. В 1918 году были созданы университеты в Нижнем Новгороде, Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси; в 1919-1921 годах - в Баку, Ереване, Минске. В нач. 30-х годов на базе крупнейших университетов было создано более 40 самостоятельных отраслевых высших учебных заведений. Преподаватели и выпускники университетов находились под строжайшем контролем партийно-советских властей.

Воронежский государственный университет. Основан в 1918 г.

В 40-60-е гг. открылись университеты: Башкирский (в Уфе), Дагестанский (в Махачкале), Дальневосточный (во Владивостоке), Донецкий, Кабардино-Балкарский (в Нальчике), Киргизский (во Фрунзе), Кишиневский, Куйбышевский, Мордовский (в Саранске), Новосибирский, Петрозаводский, Северо-Осетинский (в Орджоникидзе), Таджикский (в Душанбе), Туркменский (в Ашхабаде), Ужгородский, Якутский, Чувашский (в Чебоксарах), Красноярский. Общая тенденция состояла в открытии университетов во всех союзных, а также в большинстве автономных республик, хотя квалифицированных профессорско-преподавательских кадров явно не хватало.

Расширение сети университетов диктовалось необходимостью подготовки национальных кадров, развитием науки и культуры народов этих республик. Подготовка осуществляется, как правило, на родном языке с учетом потребностей каждой республики в специалистах. Деятельность каждого университета ограничивалась его уставом, разрабатываемым на основе «Положения о высших учебных заведениях СССР» (СП СССР, 1961, № 6, ст. 40) и утверждаемым министерством, в ведении которого находится университет.

В 1960-е годы в СССР было около 45 университетов, в которых обучалось свыше 450 тыс. студентов. Это были многопрофильные высшие учебные заведение. Типовая структура предусматривала наличие в них, как правило, 12 факультетов: шести гуманитарных — исторического, филологического, философского, экономического, юридического, журналистики, и шести естественнонаучных — физического, механико-математического, химического, биологического, геологического и географического. Некоторые университеты вели подготовку кадров не университетского профиля, например Тартуский, Петрозаводский, Якутский университеты готовили врачей, Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Мордовский и Петрозаводский — агрономов, инженеров и так далее. Отечественные университеты вели подготовку кадров более чем по 70 специальностям и 120 специализациям, например, на специальности «Физика» имелось 15 специализаций (теоретическая физика, экспериментальная физика, оптика, спектроскопия, биофизика и др.), на специальности «Биология» – 10 специализаций (ботаника, зоология, цитология, биохимия и др.), «История» — 7 специализаций (археология, музееведение, история СССР, этнография и др.).

Специализация студентов в университетах обеспечивалась спец. курсами, семинарами и практикумами, выполнением курсовых и дипломных работ, а также циклом учебных и производственных (педагогических) практик в университетских мастерских и лабораториях, научно-исследовательских учреждениях, заводских конструкторских бюро, школах и т. д. Большую роль в привитии студентам навыков исследовательской деятельности играло выполнение ими курсовых и дипломных работ под руководством ученых, а также участие студентов в работе кафедр и научных студенческих обществ.

В отличие от технических и других отраслевых вузов, отечественные университеты готовили специалистов по той или иной отрасли науки (физике, химии, математике, истории, философии, географии и др.), а также педагогов для высшей, средней специальной и общеобразовательной школы. В связи с этим выпускникам университетов, как правило, присваивалась двойная квалификация, например «Физик. Преподаватель физики», «Историк. Преподаватель истории» и т. д. Обучение в университетах длилось 5–5,5 лет и завершалось защитой дипломных работ и сдачей государственных экзаменов по важнейшим дисциплинам. Университеты являлись центрами подготовки научных кадров – главным образом в системе аспирантуры. Ученые советы университетов имели право приема к защите кандидатских и докторских диссертаций. Результаты научной работы университетов публиковались в «Ученых записках», журналах, сборниках и т. п. В ряде университетов были созданы с этой целью издательства и редакционно-издательские отделы.

После падения в России советско-партократической системы в 1991 году произошел бурный рост числа университетов за счет переименования профильных институтов в университеты и открытия коммерческих университетов. Эта тенденция привела к значительному понижению университетского образования и, как следствие, к сокращению отечественных кадров ученых. По статье: Горшенев A.H., Строителев Ю.Ф. Университет // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 4 / Глав. ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968.

Мировая художественная культура XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990
Литература XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990
Музыка XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990
История XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer