Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » СТАТЬИ


Развивающее обучение. Практика
В развивающемся обучении основное внимание обращается не на общепринятые критерии учебных успехов, а на саморазвитие ученика.
 
Персоналии А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов
Виды школ школа
Источники Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. С. 266-267; Изобр. - http://www.umka.noolab.ru/foto1819.php
Библиография Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М., 2004; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2002; Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990; Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963; Занков Л.В. Дидактика и жизнь.– М., 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975; Развивающее образование. Том 1. Диалог с В.В. Давыдовым. – М., 2002; Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.; Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 2001; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. – М., 1998; Глобальные проблемы современности и будущее человечества. – М., 1983; Гуманизация науки и гуманизация образования. – М., 1995; Гуманизм и культура. Век XX. – Тверь, 1993; Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999; Миллер Дж., Притчер К. Об образовании и ценностях. Похвала париям и странникам // Народное образование. 1999. № 9; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000; Образование в современном мире. – М., 1986; Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М., 1995; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998;


Школа «Умка». Странный вопрос: «Чем рояль отличается от слона?» — К роялю можно прислониться, а к слону прироялиться нельзя.


Широкое признание (с 1994 года — уже и официальное) получила концепция развивающего обучения. Ее сторонники (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и другие) делают упор не на общепринятые критерии учебных успехов, а на развитие (саморазвитие) ученика. В методике Эльконина — Давыдова сочетаются содержательный анализ и содержательное абстрагирование, поднимающиеся на уровень теоретического освоения материала. Вместо традиционного линейного структурирования учебного материала движение происходит «по спирали от центра к периферии», где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно конкретизируется, обогащается частными (наглядными) представлениями.

Вопреки мнению, что участие в учебном процессе само по себе и есть учебная деятельность, на первый план выходит целенаправленная учебная деятельность, имеющая целью получение не внешних, чисто фактуальных, а внутренних результатов, теоретического уровня мышления. Стимулом и движущей силой здесь является наличие внутренних познавательных мотивов, цели сознательного самоизменения («я это узнаю, пойму, решу»). При таком подходе ученик становится субъектом учебного процесса, творческого исследования, самоизменения.

Задача же учителя — организовать это движение (не «объяснять», а «помочь найти»). В современных концепциях образования стиль отношений учителя и учеников: «не командовать, а организовывать; не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора». Приоритетным является положительное стимулирование. Содержание обучения — средство развития личности, а не самоцель.

Воспитание, обучение и развитие рассматриваются как диалектические составляющие единого процесса. Во всех указанных методиках центральное значение приобретают «точки удивления» («что такое число? что такое цвет?»). В Красноярской школе диалога культур ученики и учитель строили фантастические образы («монстры» — а лучше: «кентавры»), сочетающие звуки, числа, слова, события с целью развить мышление, приобщая при этом к зародышам других культур.

Новые импульсы получают популярные в 1970—1980-х годах технологии технического творчества, решения изобретательских задач (ТРИЗ — И. П. Волков, Г. С. Альтшулер), где упор делается не на традиционную последовательность предметов и разделов, а на выделение и объединение узловых вопросов, «мозговые атаки». Мотивацией в них является стремление к творчеству, самовыражению, самоактуализации.

При всем различии современных концепций их объединяет надежда, что «при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой в себя» может служить идейной основой новой системы образования и воспитания.

Мировая художественная культура Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Литература Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Музыка Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
История Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer