Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » СТАТЬИ


Русский народный университет в Праге. 1923—1933
Народный университет в Праге заложил основы русской эмигрантской культуры. В этом его непреходящее историческое значение.
 
Персоналии Е.А. Ляцкий, М.А. Циммерман, А.Д. Климушкин, А.А. Кизеветтер, Ю.И. Поливка, П.Б. Струве, В.И. Исаев, З. Бажант, С.А. Острогорский
Виды школ университет
Источники http://www.antibr.ru/dictionary/ae_rnuniv_k.html
Библиография Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка. — Нью-Йорк, 1952; Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20—40-х годов. — М., 2000.


Русский народный университет в Праге был открыт Земгором в 1923 году.

Открытию университета предшествовала большая подготовительная работа. 11 октября 1923 года было утверждено положение о Русском народном университете, где определялись цели и задачи его деятельности, бюджет, органы управления и надзора. На церемонии открытии университета, которая состоялось 16 октября, было сказано, в частности, следующее: «…Создание очагов русской образованности можно почитать одной из священнейших обязанностей зарубежной русской интеллигенции. В них на почве реальной работы можно наиболее успешно осуществить процесс духовного единения двух национальностей. В них чехи могут получить из первоисточника представление о современном состоянии русской культуры, российские же граждане — изучить на месте процесс блестящего развития возрожденного славянского государства — вот главнейшая основа деятельности Русского народного университета в Праге».

Университет предоставлял всем желающим возможность познакомиться с различными отраслями знаний. Для этого там организовывалось чтение курсов, лекций и докладов, посещение музеев, выставок, осуществлялось преподавание иностранных языков, проводились практические занятия и семинары. Кроме того, издавались труды и организовывались научные общества.

Таким образом, университет, созданный по примеру Университета А. А. Шанявского в Москве, сочетал высшее и начальное обучение. В его составе действовали отделения: общеобразовательное, прикладных знаний, специальных курсов (стенографии, бухгалтерии, иностранных языков, счетоводства и т.д.), а также начальных знаний для наименее подготовленных слушателей.

Университет состоял в ведении Земгора и являлся автономным учреждением в составе этой общественной организации, имеющим свои органы управления, подчиненные Земгору в порядке контроля и надзора. Никакое вмешательство в академическую жизнь университета со стороны учредителя не допускалось. Руководство осуществляли совет, правление и управляющий делами. Совет считался главным распорядительным органом. Он заведовал, в частности, руководством научно-учебной деятельностью, утверждением штатов, назначением и увольнением служащих, избранием преподавателей, издательской деятельностью.

В первый совет университета, утвержденный Земгором, вошли: профессор М. М. Новиков — председатель совета и правления, профессор Е. А. Ляцкий — заместитель председателя, доцент М. А. Циммерман — секретарь совета и правления, А. Д. Климушкин — управляющий делами и заведующий отделением специальных курсов, профессор А. А. Кизеветтер — заведующий историко-философским отделением, профессор Ю. И. Поливка — заведующий отделением по изучению Чехословакии, профессор Н. С. Тимашев — заведующий отделением общественных наук, а также академик П. Б. Струве, профессор В. И. Исаев, профессор З. Бажант, профессор С. А. Острогорский — заведующий культурно-просветительным отделом Земгора, В. Г. Архангельский, Ф. Е. Махин, М. Л. Слоним, А. В. Стоилов, Ф. С. Мансветов и В. Я. Гуревич — заведующий Русским заграничным историческим архивом.

Исполнительным органом совета являлось правление университета. К ведению правления относились контакты с правительственными и научными учреждениями, а также установление сроков занятий, рассмотрение и утверждение расписаний лекций, административно-хозяйственные вопросы, контроль за правильным расходованием средств, выдача документов об окончании или прослушании курса и другие вопросы. В состав правления входили: председатель, заместитель и секретарь совета, представитель Земгора, заведующий культурно-просветительным отделом Земгора, управляющий делами университета. Заседало правление по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Созывалось оно по инициативе председателя, по предложению Земгора или по требованию управляющего делами. В обязанности последнего входили ведение финансовой и учебной отчетности по университету, составление проектов годовых и месячных смет и расписаний, приглашение на должность канцелярских служащих, расчет с лекторами и учреждениями, прием посетителей по делам университета.

Поначалу отношения между университетом и Земгором складывались непросто. Управляющий делами университета А. Д. Климушкин, назначенный Земгором, вмешивался в учебный процесс, «начальственно предлагая… таким научным авторитетам, как академик П. Б. Струве или профессор Н. О. Лосский, читать лекции более популярно и этим делать их доступными для широкой публики». В условиях постоянных упреков и претензий со стороны Климушкина председатель совета и правления университета профессор Новиков обратился в МИД и Министерство народного просвещения Чехословакии с просьбой вывести университет из ведения Земгора. Переговоры велись долго и трудно, но в итоге Земгор уступил, оговорив право иметь трех представителей в университетских органах. 18 ноября 1925 года министерство внутренних дел Чехословакии утвердило устав общества «Русский национальный университет» и тем самым были заложены основы его самостоятельного существования. Реорганизация управления заключалась в разделении полномочий: контроль за учебной частью и текущей деятельностью университета осуществляли ректор, совет преподавателей и президиума совета, а финансово-административные вопросы отходили к ведению общего собрания членов, куратория и президиума куратория.

Ректором университета был избран профессор М. М. Новиков. Председателем куратория был избран профессор З. Бажант, заместителем — профессор С. В. Завадский. С чешской стороны в состав куратория вошли известный ботаник и общественный деятель профессор Б. Немец, славист профессор Ю. Поливка, руководитель беженского департамента министерства иностранных дел доктор З. Завазал, дипломат П. Макса и другие; от россиян — профессор Е. В. Спекторский, профессор А. А. Кизеветтер, профессор Н. С. Тимашев и другие. Общество «Русский народный университет» являлось юридическим лицом, общее количество его членов составляло 300 человек.

Обучение строилось по трем уровням.

Низший имел целью ликвидацию неграмотности среди взрослых и строился согласно программам российских начальных школ. Группу неграмотных составляли казаки и крестьяне, проживавшие в Праге и ее окрестностях. Аналогичные школы грамоты открылись в Ужгороде, Мукачеве Подкарпатской Руси (ныне Закарпатская область Украины), где обосновались казаки — в основном на казенных подрядах, лесозаготовках и в имениях. Обучение в школах осуществлялось бесплатно.

Второй уровень — среднее образование — был представлен различными курсами. Особым успехом пользовались курсы иностранных языков, помогавшие эмигрантам приспосабливаться к новой жизни. Популярны среди чехов были курсы русского языка. Они появились не только в Праге, но и в Брно, Братиславе, Будеевицах и других городах. Кроме того, действовали специальные курсы русского языка для чешских студентов и сотрудников министерства иностранных дел.

Переходной формой между двумя вышеперечисленными уровнями являлись циклы лекций по различным отраслям знаний.

В 1923 году было зарегистрировано около 900 слушателей.

Учебная деятельность распределялась между следующими отделениями: 1) общественных наук, 2) историко-философским, 3) естественных наук, 4) прикладных знаний, 5) по изучению Чехословакии, 6) специальных курсов (иностранных языков, стенографии и т.д.), 7) начальных школ.

В конце 1924 года в целях упрощения структуры совет университета объединил отделение прикладных знаний с отделением естественных наук, а специальные курсы — с начальной школой.

Отделение общественных наук (руководитель — профессор Н. С. Тимашев) имело целью «сообщение сведений, необходимых для практической деятельности» и поначалу состояло из четырех отделов. Первый служил подготовительной ступенью и давал введение в изучение общественных наук. Второй («Современная Россия») сообщал о политических, социально-экономических и культурных изменениях в СССР. Третий («Местное самоуправление») и четвертый («Сельскохозяйственная экономика России») отделы давали теоретическую подготовку для общественной деятельности в указанных областях. При отделении действовали два семинара: по изучению современной России (руководитель — В. Н. Тухалевский) и по изучению современной международной жизни и права (руководитель — доцент М. А. Циммерман). Работал также кружок по изучению современных общественных проблем (руководитель — К. Ф. Кочаровский). На занятиях слушатели под руководством преподавателей готовили доклады, участвовали в их обсуждении. Отделение просуществовало до 1931 года. «Систематическое изучение современной России может дать русскому эмигранту правильное понимание происходящего на Родине» — эти слова стали своего рода девизом деятельности отделения. Среднее число слушателей на лекционных курсах колебалось от 25 до 30-ти.

Историко-философское отделение (руководитель — профессор А. А. Кизеветтер) составило свою программу из общедоступных курсов по философии, психологии, отечественной истории и культурной жизни России. Исторические курсы посвящались истории международных отношений в XIХ веке, общественно-политическим движениям и общественной мысли в России, новейшей политической истории СССР, истории Украины, Белоруссии, казачества, мировой войны 1914—1918 годов. Курсы философского цикла включали разбор учений философской мысли, анализ основных проблем философии, этики, психологии. Читались отдельные курсы о философских идеях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева. В рамках истории искусств читались курсы лекций о русской живописи и древнерусской архитектуре. Посещаемость лекций отличалась неизменной устойчивостью: в среднем 25—30 слушателей.

Отделение по изучению Чехословакии (руководитель — профессор Ю. Поливка) оформилось весной 1924 года. В отделении было 45 слушателей. Читались лекции о государственном устройстве страны, о ее хозяйстве, литературе, музыке; устраивались экскурсии. Отделение действовало до 1931 года.

Отделение естественных и прикладных наук (руководитель — профессор Н. Н. Могилянский), созданное в 1924 году, знакомило слушателей с новейшими теоретическими и прикладными достижениями в области естествознания и медицины. Зимой 1929 года были организованы 6-недельные дорожно-строительные курсы (профессор Шпачек), а также — совместно с Казачьим сельскохозяйственным союзом и при поддержке Министерства народного просвещения — 6-месячные землемерные курсы (профессор Пантофличек). Окончившие курс специалисты (землемеры и дорожные строители), ввиду нехватки профессионалов в этих областях, быстро находили себе работу в Словакии, где «большое количество шоссейных дорог построено русскими», в Польше, в колониальных владениях Франции. По насыщении рынка рабочей силы специалистами данного профиля курсы были закрыты. Отделение закрылось в 1931 году.

Отделение специальных курсов и начальных школ (руководитель — А. Д. Климушкин) задумывалось как объединение начальных школ и курсов по подготовке техников издательского дела, а также языковых и бухгалтерских курсов. Однако совет университета при утверждении программы, руководствуясь не только нуждами эмиграции, но и финансовыми соображениями, изменил план. В результате в 1923/24 учебном году были созданы курсы иностранных языков (чешского, английского, французского, немецкого), курсы стенографии, начальные школы в Праге, Ужгороде и Кошице. В следующем учебном году добавились сельскохозяйственные и библиотечные курсы. В 1930 году отделение было переименовано в Отделение русского и иностранных языков. Состав слушателей отличался большой пестротой: служащие банков, коммерсанты, рабочие (22 человека), чины пражской полиции (5 человек) и другие. Впервые была образована детская группа, правда, только по немецкому языку. Преподавание русского языка велось в Праге и Кладно в группах для начинающих и продолжающих изучение.

Научная работа университета состояла в организации ряда научных обществ и издательской деятельности. На базе университета в 1926 году возникло Философское общество (председатель — И. И. Лапшин), а в 1932 году — Педагогическое общество (председатель — А. В. Жекулина). С 1928 года стали выходить «Научные труды» университета под общей редакцией М. М. Новикова. До начала 30-х годов были изданы 5 томов, из которых один посвящался Чехословакии, остальные же — научным исследованиям в различных областях.

Много внимания уделялось культурному сближению чехов, словаков и россиян. По инициативе бывшего артиста петербургской Мариинской оперы Александровича в течение многих лет устраивались «исторические концерты, первая часть которых посвящалась лекции о ком-либо из выдающихся русских композиторов, а вторая часть — камерному исполнению его произведений». Университет выступал организатором литературных вечеров, торжественных собраний по случаю знаменательных дат отечественной истории и юбилеев выдающихся соотечественников.

В конце 1920-х годов Русский народный университет попал в полосу серьезных материальных трудностей. Как вспоминал М. М. Новиков, «вначале никто не мог предполагать, что русская эмиграция затянется на большое количество лет», но когда «стало выясняться, что русская эмиграция может задержаться на неопределенно долгое время, симпатии чехов к беженцам начали таять и кредиты на них стали ассигновываться все с большими и большими затруднениями… В то же время в эмигрантской массе происходили серьезные психологические сдвиги. Жажда к учению, которая после долгих лет войны и Белого движения так ярко проявилась у изголодавшейся по духовной пище молодежи, начала постепенно падать и заменяться лишь стремлением получить диплом».

В 1933 году Русский народный университет был реорганизован и получил название Русского свободного университета.

Мировая художественная культура 1918-1929 Советский период 1930-1940
Литература 1918-1929 Советский период 1930-1940
Музыка 1918-1929 Советский период 1930-1940
История 1918-1929 Советский период 1930-1940

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer