Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » СТАТЬИ


Образование
Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
 
Виды школ академия, воскресная школа, гимназия, детский сад, институт, курсы, лицей, прогимназия, семинария, университет, училище, школа
Источники Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Библиография История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр Академия, 2002; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: Владос, 1998.


Образование — составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения заключается в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче от поколения к поколению накопленной людьми культуры, то есть правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности). Образование служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая в новых поколениях способность ее совершенствовать.

В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для деятельности по созданию вещей и обслуживанию потребностей участников общества, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлении о закономерностях вовлеченных в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приемы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе образования. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования возможно успешное развитие личности.

Цель образования — внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.

Образование возможно потому, что люди обладают способностью обучаться и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В качестве первого этапа душевного развития ребенка выступает сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность.

Передача культуры осуществляется прежде всего с помощью языка. Качество и уровень образования, следовательно, напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся.

На этом базисе развивается логическое мышление, сначала очень конкретное. Мышление, как правило, достигает уровня всестороннего осмысления проблем, охвата их формальных структур и поиска объяснений в подростковом возрасте. В эмоциональной сфере ребенок прогрессирует от непосредственного и неконтролируемого возбуждения до осмотрительных, осторожных и благоразумных выражений чувств. Физическое взросление ребенка сопровождается серьезнейшими физиологическими изменениями. По мере роста увеличивается феноменологический и экзистенциальный опыт ученика, за счет знакомства с действительностью, расширения языкового багажа, формирования опыта преодоления трудностей и противоречий практики. Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе образования предполагает учет всех этих характеристик роста. Темп образования задается с таким учетом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и не слишком сильно опережало его.

Исторически первой и важнейшей формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Ученичество создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей. Ученичество обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство. Без создания и функционирования научных школ — особого типа ученичества — немыслима наука.

Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание — главный способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Точное или видоизмененное повторение всегда предполагает некоторый элемент творчества, в репродукции содержится зародыш продуктивного воображения. С подражания начинается умение, мастерство в любой сфере деятельности, как в техническом, так и художественном творчестве.

Однако для качественного образования недостаточно воспроизведения учениками выученного материала. Необходимо, чтобы учащиеся умели применять полученные знания в решении различных реальных задач, умели делать обобщения и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. На продуктивном воображении — выдающейся по значимости способности человека — базируется изобретательская деятельность. Изобретения изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на такие стороны человеческого существования, как условия обитания, жилье, питание, одежда, труд, игры, развлечения, искусство. Способность к изобретательству нуждается в тренировке, развитии (и как минимум — в поощрении) в ходе любого образования.

Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует тот или иной отклик учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель дает логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определенной задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом.

Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений.

Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования.

В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Все содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования.

Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем.

Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются ситуации и проблемы, все более отдаленные от конкретных и сугубо личных для учеников.

В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся все менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными.

Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдаленные цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всем его протяжении.

Образование предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание образования в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание образования отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Успешность образования создается посредством приведения этих групп целей к гармонии.

По критерию развиваемых способностей — общих и специальных — образование делится на общее и специальное. Общее образование дает больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, — содержание богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит его за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике. Однако, чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение есть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Благодаря хорошему упражнению учащийся оттачивает способность находить их оптимальное объяснение и разработку.

Новейшие цели специального или профессионального образования — подготовка к принятию инновационной практики и к участию в инновациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способностей изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и технологиями практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования.

Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, психологический тренинг, выработка личностных ценностей и отношения к своему труду и к себе.

Организационная система образования призвана обеспечить доступ к образованию всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность образования может базироваться только на способностях личности. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее образование все более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями. Развитие системы образования планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями и техническими средствами обучения.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer