Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » СТАТЬИ


Образование в России в XVIII веке
У русского человека, жившего в XVIII столетии, было пять путей для получения образования, между которыми он мог сделать свой выбор.
 
Виды школ воскресная школа, лицей, семинария, училище, школа
Источники teacher.fio.ru/news.php
Библиография История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003


Школа начала XVIII в. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящым и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся...», составленного Ф. П. Поликарповым (1701).


У русского человека, жившего в XVIII столетии, было пять практически равноправных возможностей получить образование.



1. Образование духовное

Первое свое высшее духовное училище Россия получила вместе с Киевом по Андрусовскому перемирию (1667 г.). Затем (в 1685 г.) создается Славяно-Греко-Латинская Академия в Заиконоспасском монастыре (ныне Московская Духовная академия). Согласно установлениям Духовного регламента, в 20-х годах XVIII века создается развитая система семинарий. О качестве духовного образования сравнительно с прочими свидетельствует тот факт, что в XVIII веке Россия не вырастила ни одного профессора из дворян; это связано не только с возможностями карьеры (что для сына священника представлялось верхом благополучия, для дворянского отпрыска не обладало, конечно, особой привлекательностью), но и с тем, что именно духовное образование, основанное на серьезном знании классических языков, давало нужную для научных занятий подготовку. Сегодня людям, рассуждающим о русском просвещении, имеет смысл помнить, что русскую науку сделали поповичи, — точно так же, как русскую литературу сделали дворяне.



2. Образование военное

Кроме петровских морских и инженерных школ выделялся Сухопутный Шляхетский кадетский корпус (позднее 1-й кадетский) — не столько военное, сколько общеобразовательное училище для дворянства. Благодаря Сумарокову, он стал важнейшим фактором в формировании русского театра. Его культурную роль невозможно переоценить. Кроме того, определенную роль играли и гарнизонные школы для солдатских детей, существовавшие с 1732 года.



3. Общеобразовательная система

Она создавалась с отставанием и не столь удачно (один из аргументов в пользу того, что в России легче прививается образование специальное, сословно-корпоративное, а не общее). Гимназия пастора Глюка в Москве (1703 г.) просуществовала лишь несколько лет. Академическая гимназия и Академический университет в Петербурге (Указ в 1724 г., реальное начало занятий в 1726 г.) влачили жалкое существование и мирно скончались в начале XIX века. Удачнее обстояло дело в Москве: университет и гимназия (1755/1756 г.) привились на уже подготовленной почве. Общая же система (народные училища, на основании которых при Александре I будут созданы губернские гимназии) разовьется значительно позднее.



4. Домашнее образование

Если речь идет о приглашении учителей, то это преимущественно дворянский способ. Он процветал (несмотря на правительственные репрессии) в течение всего XVIII-го и начала XIX столетия; пленные шведские офицеры сменяются постепенно «поколением парикмахеров и лакеев», которое после Французской революции уступило место «поколению аббатов».



5. Заграничное воспитание

Как правило, является дополнительным (высшим). По вполне понятны причинам оно тоже предназначено для высшего сословия, но сюда относятся в том числе и заграничные научные стажировки (Тредьяковский, Ломоносов и др.).


Эта естественно сложившаяся система, исходящая не столько из единой образовательно-воспитательной доктрины, которую правительство (по крайней мере — до Екатерины) не хотело и не могло разработать, отвечала потребностям сословий — в этом было ее важное преимущество. Недостаток же заключался в том, что большая часть населения Империи не получала вовсе никакой школьной выучки.

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer