Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » СТАТЬИ


Частные детские сады начала XX в.
В начале XX века в Москве наметилась тенденция к увеличению сети детских садов и других дошкольных учреждений, открываемых частными лицами, городскими властями и общественными организациями. В современной системе дошкольного воспитания можно наблюдать возрождение традиций начала ХХ века: открываются различные частные детские сады, в которых реализуются современные и традиционные технологии воспитания.
 
Виды школ детский сад
Источники Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. - М., 1997. - С. 14-25; dob.1september.ru/2004
Библиография Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955; Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. - М., 1938; История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин-тов / Под ред. Л.Н. Литвина - М.: Просвещение, 1989; Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М., Изд. центр "Академия", 2001.


Частные детские сады Москвы

В начале XX века в Москве наметилась тенденция к увеличению сети детских садов и других дошкольных учреждений, открываемых частными лицами, городскими властями и общественными организациями. Все учреждения регистрировались в Московском учебном округе и находились под контролем соответствующих окружных инспекторов. Решение об открытии того или иного учреждения принимал Попечительский совет. В связи с тем, что в Законе Российской империи не было специальных положений о дошкольных учреждениях, открываемые детские сады относились к учебным заведениям 3-го разряда (то есть одно- или двухклассные училища), реже — 2-го разряда (не менее трех классов). Организуемые дошкольные учреждения именовались частными учебными заведениями 3-го разряда для детей обоего пола (иногда только женского или мужского) под названием «Детский сад» или подготовительная школа под названием «Детский сад». Из самих названий становится ясным основное назначение этих заведений: подготовить детей к школе, хотя не все владельцы московских частных детских садов понимали работу с детьми дошкольного возраста так упрощенно.

Для открытия частного учебного заведения учредитель подавал прошение на имя попечителя Московского учебного округа и предоставлял план работы, объясняя при этом:

— какого рода будет сие учебное заведение,

— какие учебные предметы должны в нем преподаваться,

— сколько и каких именно в нем будет учителей,

— какое предполагается наибольшее число учеников,

— где и какое помещение для них назначается.

Сохранившиеся списки учебных заведений показывают, что в 1910 году в Москве было 82 частных детских сада.


Как работали первые частные детские сады

В 1900 году по инициативе Ф. А. Pay в Москве был открыт первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей, имевший целью обучение детей устной речи и подготовку к поступлению в общеобразовательные классы училища для глухонемых. В программу занятий с детьми старшего возраста детского сада-пансиона входили следующие занятия: 1) Закон Божий, произношение простейших молитв; 2) русский язык: называние отдельных звуков, сочетание их в слова и простейшие фразы, необходимые в обыденной детской жизни, чтение с губ, первоначальное обучение чтению и письму; 3) арифметика; 4) начальное рисование и лепка; 5) гимнастика; 6) фребелевские занятия и рукоделие; 7) игры, специально приноровленные к упражнению чтения с губ и речи. В 1915 году были открыты еще два таких дошкольных учреждения.

Частные детские сады в основном были платными. Плата определялась по договоренности с родителями и составляла от 2 до 5 рублей в месяц, а иногда 70—80 рублей в год.

В эту сумму не входило питание детей. Находясь в детском саду, как правило, не более четырех часов, дети брали из дома завтраки или, как, например, в детском саду Е. П. Залесской, приносили и сырые котлеты или бифштексы, которые бесплатно поджаривались на кухне детского сада. За отдельную плату можно было получить питание в учебном заведении.

Создавая дошкольные учреждения в условиях города с миллионным населением, приходилось учитывать и потребности самых различных социальных слоев, что приводило к разнообразию типов учебных заведений и благотворительных учреждений, а также используемых в них систем и методов воспитания.

Наибольшее распространение получили детские сады семейного типа, обслуживавшие от 5 до 8 детей (детские сады А. О. Розенберг, Е. А. Дмитриевой и другие), но были учреждения при учебных заведениях, которые посещали от 25 и более детей (детские сады Е. П. Залесской, М. А. Оксаковской, Н. С. Трескиной и другие). В таких детских садах дети делились на группы по возрастам. Помещения, в которых располагались учебные заведения для дошкольников, были самыми различными: квартира содержательницы или специально снимаемая, помещения учебных заведений, монастырей и т.д. Описание частного детского сада с пансионом А. Б. Лампрехт, сделанное в 1913 году инспектором по надзору, дает представление о его оборудовании и занятиях с детьми.

«Первое впечатление от квартиры весьма внушительное. Большая передняя. Швейцар. Особенно велика и просторна комната детского сада. В ней стоит 6 парт посредине комнаты. Комната украшена произведениями плетения и лепки, размещенными в весьма большом количестве по стенам, на полках, в шкафу. По словам госпожи Лампрехт, все это работы детей за текущий год. Любопытны попытки воспроизвести без моделей памятники Императору Александру III и Скобелеву, лепки на басни Крылова».

В детском саду, помимо ручного труда, имеют место письмо, чтение, немецкий язык, отсюда дети должны переходить в школу той же содержательницы. В детском саду числится 12 детей — 7 девочек и 5 мальчиков от 5 до 8 лет.

Более подробно описывает детский сад сама госпожа Лампрехт в небольшой брошюре «Программа детского сада и пансиона» (1912 г.):

«Занятия ведутся… по системе Фребеля и по указаниям современной экспериментальной педагогики. В основу занятий положено развитие самостоятельного творчества ребенка, остроты зрения, гибкости рук (пальцев при лепке и плетении) и художественного чутья (свободное рисование черным и разноцветными карандашами).

Наряду с практической работой преподавательница читает и рассказывает детям сказки, обращает внимание детей на явления природы. (Иллюстрируют сказки дети сами.) Работы „Детского сада“: плетение из бумаги, стружек и соломы. Работы из картона, палочек, мастики и глины. Складывание фигур. Строение. Вырезывание, наклеивание, выкалывание, вышивание. Практика немецкого языка. Пение, гимнастика, танцы и пластика.

В старшем отделении „Детского сада“ чтение и письмо. Знакомство с цифрами. Маленькие задачи до 20 (сложение и вычитание)».

Можно сказать, что этот детский сад был типичным для данного периода.

Однако только лишь перечень предметов не позволяет в полной мере оценить характер содержания работы с детьми. Так, под «русским языком» иногда подразумевалось обучение детей грамоте, чтению и письму, а некоторые владельцы имели в виду обучение детей разговорной речи и на основе наглядности обучали рассказыванию по картинам и проводили беседы на доступном детям материале (В. Д. Джемс-Симоне, Н. Н. Дмитриева и другие). «Арифметика» включала в себя элементарные устные упражнения с числами от 1 до 10, а также действия с предметами (кубиками, игрушками); включался также прямой и обратный счет. Были попытки включить в содержание работы с детьми элементарные знания по ботанике, зоологии, истории России, Священной истории, географии. Большое внимание уделялось различным ручным работам.

В Москве в 1902 году открылся французский детский сад А. В. Левицкой, в котором все занятия проходили на русском и французском языках под руководством швейцарки с дипломом Фребелевской школы в Швейцарии. В Еврейском детском саду А. Г. Вербловской (1911 г.) детьми изучался Закон Божий еврейской веры.

Отсутствие специальных пособий для работы с дошкольниками приводило к тому, что в детских садах использовалось многое из работы со школьниками (подвижная азбука, арифметический ящик, шведские счеты, картины 12 праздников и другие). Широко использовались в работе русские сказки в пересказе Афанасьева, сказки братьев Гримм и Х. К. Андерсена. Применялись «Родное слово» (часть 1) К. Д. Ушинского, азбука, букварь. Большое распространение в детских садах получили «дары» Фребеля, с которыми проводились разнообразные занятия.


Детское училище Е. П. Залесской

Интересно была поставлена работа в детском училище Елизаветы Петровны Залесской, состоявшем из детского сада и элементарной школы и находившемся в районе Арбата (на Спиридоновке).

Детский сад просуществовал с 1897 по 1912 год. Отдавая дань времени, при открытии детского сада Е. П. Залесская уделяла большое внимание занятиям по методу Фребеля, но со временем содержание работы было пересмотрено. Под влиянием новых педагогических теорий зарубежных и русских педагогов была выстроена своеобразная система работы с детьми, в которой нашлось место сочетанию различных методов. Эта система изложена в книге «Мотивированные учебные планы и примерные программы детского училища Е. П. Залесской» (1898 г.). Цель детского сада определялась в ней как помощь семье в воспитании детей и подготовка их к школьным занятиям. Детский сад должен научить ребенка наблюдать, сознавать и говорить, развить ловкость руки посредством различных работ, ознакомить с формами и очертаниями предметов и т. д.

В переиздании книги 1907 года цель детского сада уточняется: Залесская видит в нем возможность предоставить детям условия для удовлетворения своих духовных запросов, полнее и шире проявить свою личность, развить в детях стремление к умственному, нравственному и физическому совершенствованию, внося в их жизнь то, чего не может по различным причинам дать семья, в свою очередь, восполняющая то, чего недостает детскому саду и элементарной школе. Одна из задач детского сада — ввести в окружающую детей обстановку наряду с семейным общественный элемент и привести оба элемента в равновесие.

Детский сад Залесской был рассчитан на детей от 4 до 7 лет. Дети делились на два отделения: младшее — 4—5 лет и старшее — 6—7 лет, причем последнее делилось еще на две группы. Дети находились в детском саду с 10 часов утра до 2 часов дня, кроме воскресных и праздничных дней.

В младшей группе с каждым ребенком занимались отдельно. В каждом отделении был свой воспитатель, проводивший всю работу с детьми исходя из принципа, что всякое занятие, всякий труд не должен утомлять ребенка, а для этого следует: 1) сообразовать его продолжительность с силами ребенка, 2) чередовать его с отдыхом, 3) разнообразить его.

В старшем отделении занятия не должны были длиться более 15—20 минут, чередуясь с каким-нибудь физическим упражнением в течение 5- или 10-минутного перерыва.

В младшем отделении преподавательница во время занятий внимательно следила за настроением детей, за выражением их лиц и как только замечала небольшую усталость, вялость, упадок интереса к занятию, должна была сменить его на другое или прекратить, заменяя беготней, подвижными играми и прочим, смотря по настроению.

Залесская разработала содержание работы в детском саду и программу для младшего и старшего отделений. Она являлась сторонницей взглядов К. Д. Ушинского и Е. Н. Водовозовой.

В 1907 году ее программа выглядела следующим образом: обучение чтению, письму, арифметике, естественная история (животные, растения), беседы, рассказы и сказки, рассказы из Священной истории, рассказы по картинкам, басни, стихи, песни, французский язык, ручной труд, рисование, лепка, раскрашивание, свободное искусство, свободные игры, подвижные игры, игры с пением.

Как видно из перечисленного, многие формы и методы работы рассматривались в качестве программного содержания, что, однако, не мешает увидеть разнообразие в работе с детьми дошкольного возраста.

Непременным занятием детского сада и школы, считала Е.П. Залесская, должно быть родиноведение, то есть изучение конкретных предметов, окружающих ребенка. Родиноведение способствовало развитию нравственных и умственных сил ребенка. Это систематические беседы, прогулки, наблюдения и экскурсии, подготавливающие ребенка и к изучению естественных наук. Родиноведение должно было служить основой географии (планы комнат, сада, двора, которые ребенок чертит на бумаге, изучая свое окружение), истории, воспитывать зачатки патриотических чувств. Эти занятия начинались с детьми 6—7 лет в детском саду и продолжались в школе.

Все работы по ручному труду были связаны с изучением арифметики, русского языка, естественной истории, позволяли увидеть качество предметов, материалов, приучали детей к терпению, аккуратности, самодеятельности, труду, учили самого себя занимать, мастерить себе игрушки и другие вещи.

Обучение французскому языку велось естественным методом при помощи игр, представлявших обстановку обыденной жизни, игр с пением, подвижных игр, слово всегда связывалось с предметом и действием.

При обучении рисованию использовался американский метод: детям предоставлялась полная свобода рисовать все, что подсказало им воображение и фантазия, затем приступали к рисованию с натуры, при этом предварительная беседа помогала им выделить характерные для различных предметов признаки.

Для свободных игр детям давались игрушки — животные, кирпичики, куколки, кубики, которые дети выбирали по собственному желанию. Роль преподавательницы ограничивалась наблюдением.

Придавая большое значение связи с семьей, детское училище Е.П. Залесской привлекало родителей к знакомству с работой детского сада и школы. Были напечатаны основные принципы деятельности училища, которые раздавались всем желающим поместить ребенка в это учебное заведение. При принятии ребенка родителей просили по возможности полно высказывать свои взгляды на воспитание и его цели, а также оставаться с ребенком в детском саду первые два-три дня от начала и до конца занятий, чтобы ближе познакомиться с постановкой дела и дать возможность ребенку понемногу привыкнуть к обществу детей, воспитательницам и окружающим. Иногда родителей приглашали посещать уроки, наблюдать за детьми в перемены.

Таким образом, детское училище Залесской, объединившее под одной крышей детский сад и элементарную школу, создавало условия для осуществления преемственности в работе этих двух учреждений, сохраняя при этом специфику каждого. Дети, педагоги и родители составляли единый коллектив, способный решать многие проблемы, связанные с разносторонним воспитанием детей с четырех лет и до окончания начальной школы.


Частная гимназия М. Х. Свеницкой

Не менее известен был и платный детский сад при частной гимназии Марии Хрисанфовны Свентицкой. Первый раз М. X. Свентицкая получила свидетельство на открытие детского сада в 1900 году по адресу: Б. Власьевский переулок, дом 7, квартира 10. Открыв в 1907 году частную гимназию, в апреле 1909 году она получила разрешение на детский сад для 30 детей.

Опыт работы детского сада был обобщен в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году. После революции М. X. Свентицкая по своей инициативе передала детский сад в ведение Наркомпроса. Детский сад территориально вошел в опытно-показательную станцию, которая объединила 6 детских домов Фрунзенского района и имела свою школу (по адресу: Денежный пер., д. 7).

Свою систему Мария Хрисанфовна называла системой «разумного свободного воспитания», противопоставляя ее анархическому направлению. Под свободой ребенка подразумевалось освобождение ребенка от насилия над детской природой, его самостоятельность и активность.

В системе воспитательной работы большое место отводилось руководящей роли воспитателя. Были сформулированы основные принципы воспитания: учет возрастных особенностей и индивидуальный подход к ребенку, предоставление детям возможности для проявления инициативы и самостоятельности, установление определенных норм нормального поведения, повседневное изучение детей.

В детском саду обращалось большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей приучали прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.

М. X. Свентицкая считала, что в детском саду ребенок должен чувствовать себя как дома — просто, легко, свободно и весело. А для этого необходимо внимательное и заботливое отношение к каждому ребенку, индивидуализация приемов воспитания, отсутствие насилия над ребенком, но последовательность и твердость в исполнении раз поставленных требований, достаточное количество интересных для ребенка игр и занятий, общая атмосфера спокойствия и ласки.

В детском саду был выработан четкий режим: в 10 часов начинались групповые занятия по предложению воспитателей; с 11 до 12 — свободные игры и занятия детей во дворе или в помещении; в 12 часов — завтрак; с 12.30 до 13.30 — подвижные игры под музыку, пение; с 13.30 до 14 — второе занятие, после которого дети расходились по домам.

Содержание занятий в детском саду включало:

— наклеивание разноцветных бумажек и составление из них фигур (мозаика);

— раскрашивание картинок; вышивание цветными нитками;

— сгибание бумаги, вырезывание;

— постройка из кубиков, кирпичиков, песка, работы из деревянных спичек;

— рисование и лепка;

— пение под аккомпанемент рояля и без него;

— подвижные игры;

— беседы по картинам;

— разучивание стихов, песен;

— групповые работы с песком.

Сама М. Х. Свентицкая была талантливым рассказчиком и свой опыт обобщила в книге «Рассказывание», опубликованной в 1916 году. Она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки» для маленьких детей.

М.Х. Свентицкая вместе с коллективом разработала детальную схему отчета и учета работы. Схема требовала конкретной постановки воспитательных задач, определения «условий, способов и приемов для достижения целей».

В саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая гигиенизации жизни ребенка в семье. Во всем чувствовалась методическая работа: проводились еженедельные собрания руководительниц, на которых анализировалась проведенная работа, намечались задачи, проходило взаимное обучение на почве практического дела. Работа детского сада М.Х. Свентицкой была известна далеко за пределами Москвы.


Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. - М., 1997. - С. 14-25. Публикуется с сокращениями.

Мировая художественная культура Начало XX в. 1908-1917
Литература Начало XX в. 1908-1917
Музыка Начало XX в. 1908-1917
История Начало XX в. 1908-1917

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer