Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Монтессори Мария » БИОГРАФИЯ


Монтессори Мария
Монтессори Мария (1870—1952) — итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии — доктор медицинских наук (1896), профессор гигиены в Высшей женской школе (1896—1906).

В 1895—1898 работала в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития чувств у умственно отсталых детей. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3—6 лет, «Дома ребенка» (первый открыт в 1907 в Риме), а также школы в ряде зарубежных государств. Разрабатывала теорию свободного воспитания, а также методику обучения, основанную на сенсорном воспитании (развитии органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий). В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге «Метод научной педагогики...» (1909; рус. пер., 4 изд., 1920) и других работах.
 
Виды школ детский сад, школа
Источники www.montessori-center.ru/maria; dictionary.fio.ru; www.montessori-center.ru; heritageschool.tripod.com
Библиография Тарасенко Н.Г. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. — Белгород: Изд-во БелГУ, 1999; Монтессори М. Метод научной педагогики. — М., 1920; Монтессори М. Руководство к моему методу. — М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребенка», 4 изд. — М., 1920; Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М., 1922.



Мария — единственный ребенок Алессандро и Рейнильде Монтессори — родилась 31 августа 1870 года в Италии в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно лишь то, что ее родители делали для своей дочери все, чтобы она в будущем смогла реализовать высокое человеческое предназначение, — в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, посещать которую лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды, и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Она все больше увлекалась естествознанием и сделала наконец свой профессиональный выбор: она решила стать детским врачом. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины. Однако упорство Марии Монтессори опять дало плоды — она стала первой женщиной-врачом Италии. Шел 1896 год.

Работая в университетской клинике, она получила частную практику. Здесь состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал развитию этих детей: они были предоставлены себе: после приема пищи больные дети ползали по полу и , собирая хлебные крошки, вылепливали из них шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы, что для детей — как больных, так и здоровых — необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессори изучала труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Она приходит к выводу, что слабоумие — это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно Монтессори изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.

В 1898 году у Монтессори родился сын. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям.

6 января 1907 года открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Организацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори-движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

Когда разразилась вторая мировая война, Монтессори с сыном находились в Индии. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умерла 6 мая 1952 года, за несколько месяцев до своего 82-летия. Мария Монтессори похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960
Литература XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960
Музыка XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960
История XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950 1951-1960

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer