Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Э » Энгельгардт Егор Антонович » БИОГРАФИЯ


Энгельгардт Егор Антонович
Энгельгардт Егор Антонович (Георг Рейнгольд фон Энгельгардт, 1775—1862) — писатель и педагог, уроженец города Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета был назначен помощником статс-секретаря. В 1811 г. назначен директором Cанкт-петербургского педагогического института; с 1816 по 1823 год состоял директором Царскосельского лицея. Писал по вопросам экономическим и сельскохозяйственным. Ряд его статей напечатан в издании Шторха «Russland unter Alexander I» (27 выпуск, Санкт-Петербург и Липецк, 1803—1811). С 1838 по 1852 гг. под его редакцией выходила газета «Russische Landwirtschaftliche Zeitung». Издал по рукописным дневникам Врангеля описание его путешествия по Сибири под заглавием: «Reise langs der Nordkuste von Sibirien und auf dem Eismeer» (Берлин, 1839).
 
Источники teacher.fio.ru/news
Библиография Русские просветители (от Радищева до декабристов). Т. 2. — М., 1966; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. — СПб., 1902; Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. — М., 1900; Цирульников А.М.История образования в портретах и документах : Учеб. пособие для студ. пед. заведений. — М., 2001.


Энгельгардт (Георг-Рейнгольд) Егор Антонович


Родился будущий директор Лицея 12 августа 1775 года в Риге, в протестантской семье. По обычаю того времени пятилетний мальчик поступил на службу сержантом Лейб-гвардии Преображенского полка. Образование он получил в Петербурге, в знаменитом пансионе девиц Бардевик; среди его наставников мы встречаем таких знаменитых преподавателей, как Шторх и Крафт (будущие академики). В шестнадцать лет он поступает на действительную службу в том же чине сержанта, но предпочитает штатские должности. Он с успехом становится чиновником канцелярии князя Зубова, коллегии Иностранных дел, канцелярии вице-канцлера князя Куракина, везде обращая на себя внимание добросовестностью, исполнительностью и способностями. Образование юноша пополняет самостоятельными трудами: он свободно изъяснялся и писал на шести языках.

Поворотный пункт в карьере Энгельгардта — назначение его секретарем Мальтийского ордена. Добросовестный молодой человек ревностно отдается изучению подробностей его обрядов и истории, что позволяет поддерживать хорошие отношения с Павлом I (задача далеко не простая

Он получает высокий и ответственный пост помощника статс-секретаря новосозданного Государственного Совета. В 1811 году — в связи с тем, что его интересовало не только административное, но и педагогическое поприще, — Энгельгардта переводят в Педагогический институт, с которым он переживает эвакуацию из столицы. В 1816 году Энгельгардт назначается в Царскосельский лицей. Там после периода междуцарствия, связанного с определенным упадком преподавания, он восстанавливает его уровень, прилагает усилия к тому, чтобы юноши, живущие — в соответствии со строгостями устава — в определенной изоляции от общества, тем не менее не теряли навыков светского обращения. Для этого он знакомит лицеистов со своим семейством и разрешает для них отпуски в пределах Царского села, где перед ними распахиваются двери не одного гостеприимного дома. Для тех же целей было основано общество «Лицейские друзья полезного». Современники отмечали в поведении директора «некоторое суетное стремление к эффекту». Это качество, вероятно, и отталкивало от просвещенного директора юного Пушкина, совершенно неподатливого, по свидетельству соучеников, на все доводы о том, что Лицеем руководит по-настоящему достойный человек; в знаменитом эпизоде с пушкинскими бумагами, которые непременно хотел прочесть директор, правота, конечно, не на стороне последнего, хотя и первый проявил себя не лучшим образом. Тем не менее именно Энгельгардт (также, по-видимому, со своей стороны не понявший и не оценивший Пушкина) своим заступничеством позднее спасает поэта от соловецкой ссылки.

Напомним характеристику, данную Энгельгардтом: «Высшая и конечная цель Пушкина — блестеть, и именно поэзией; но едва ли найдет она у него прочное основание, потому что он боится всякого серьезного учения, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный, французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувства унижены в нем воображением, осквернены всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он при поступлении в лицей знал почти наизусть, как достойное приобретение первоначального воспитания» (цит. по: В. Вересаев, Пушкин в жизни, Соч. в 4 тт., т. 2, М., 1990, с. 74—75).

Эти мысли, в свою очередь, вызывают на ответные размышления и читателя. Оставим в стороне антифранцузский пафос: события 1789—1814 годов если не оправдывают, то, по крайней мере, объясняют его. Но интересны сами категории, которыми пользуется наставник, чтобы описать внутреннюю жизнь своего далеко не самого любимого ученика. Мы настолько увлечены формальными критериями, заумным бормотанием, утратившим всякую связь с реальностью (если предположить, что таковая когда-то была), что не делаем уже «ум», «сердце» и «любовь» предметом своих педагогических усилий, вообще от всей этой проблематики отмахиваемся, как от назойливой мухи; до того ли, когда на носу четвертная контрольная, а впереди аттестация и/или тестирование по новой методике? Да и вообще, есть ли «ум» и «сердце» у наших балбесов, на глазах утративших последние признаки человеческого облика, с немыслимой раскраской волос, татуировками и кольцами в ушах, — это еще большой вопрос. Возможно, даже если бы мы захотели воспитывать их «ум» и «сердце», оказалось бы, что наши инструменты так же хорошо подходят для такой работы, как бензопила — для резьбы по дереву и топор — для хирургических операций.

Есть и другой аспект. Почему же все-таки случилось так, что наставник, далеко не худший из наставников (Энгельгардт вполне доказал свое благородство тем, что впоследствии переписывался со ссыльными Пущиным и Кюхельбекером, не боясь навлечь на себя Высочайший гнев), — почему же он все-таки увидел в «уме» и «сердце» юного Пушкина именно это, а не что иное? Не было ли здесь того, что можно сформулировать как установку на преодоление для юноши-поэта?

Эта «несостоявшаяся встреча» не была в жизни Энгельгардта единственным огорчением. В 1823 году он был вынужден уйти с поста руководителя Лицея, поскольку тот поступил в военное ведомство, под начало Великого князя Константина Павловича и графа Коновницына. Дух военной дисциплины претил педагогу, и он не желал лично вводить в подведомственном учебном заведении соответствующие преобразования. На педагогическое поприще Энгельгардт уже не возвращается: в 1834 году он становится директором редакции «Земледельческой газеты», а с 1852 года — членом-корреспондентом Ученого комитета Министерства государственных имуществ.

Е. А. Энгельгардт в течение своей жизни был также членом обществ: Поощрения лесного хозяйства, Вольного экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, учреждения училищ для взаимного обучения, а также Курляндского литературы и искусств. Некоторое время он был старшиной реформатской церкви Санкт-Петербурга


Алексей Любжин

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer