Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И » Иорданский Николай Николаевич » БИОГРАФИЯ


Иорданский Николай Николаевич
Иорданский Николай Николаевич (1863—1941) — деятель народного образования, д-р педагогических наук (1938), профессор (1922).
 
Источники www.otrok.ru/teach; dictionary.fio.ru
Библиография Народное образование в России: Исторический альманах. — М., 2000; Pымаков А. Видный деятель народного образования // Народное образование. 1964. № 5.


Иорданский Николай Николаевич (1863—1941)


Деятель народного образования, доктор педагогических наук (1938), профессор (1922). Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Нижний Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продленного дня для детей городской бедноты. Участник земского движения, один из организаторов Всероссийского съезда учителей (1913—1914) и руководителей Всероссийского учительского союза, заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства (1917). После октября 1917 года находился на руководящей работе (в том числе в 1921—1922 гг. возглавлял Главное управление социального воспитания и политехнического образования Народного комиссариата просвещения РСФСР), вел преподавательскую и научную работу. Является автором трудов по вопросам организации отечественной школы (школоведению), школьному самоуправлению.


Н. Н. Иорданский окончил Казанскую духовную академию (1887). Свою педагогическую деятельность он начал в средних школах Нижнего Новгорода, одновременно работал в губернском обществе начального образования, был одним из организаторов и преподавателей женской воскресной школы. Он стал создателем первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Нижний Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продленного дня для детей городской бедноты.

Как политически неблагонадежный, Иорданский был выслан в прибалтийский край (1911). Работая инспектором народных училищ, он оказывал содействие латышским школам с преподаванием на родном языке. В 1914—1917 годах Иорданский занимался разработкой вопросов народного образования в Московском земстве и выступил как один из организаторов Всероссийского съезда учителей (1913—1914). Он преподавал в университете им. А. Л. Шанявского, на Высших педагогических курсах (1915); был одним из руководителей Всероссийского учительского союза. В сентябре—ноябре 1917 года Иорданский занимал должность заместителя председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства.

После Октябрьской революции Иорданский возглавлял образовательный отдел Совета всероссийских кооперативных съездов (1918—1919). В 1921—1922 годах он руководил Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР, в 1920—1931 годах преподавал педагогику в Сергиевском педагогическом техникуме (в 1920—1924 гг. — руководитель техникума), а также в Центральном институте организаторов народного просвещения (в Москве), на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ. С 1926 года он вел научную работу в педагогических научно-исследовательских учреждениях Москвы.

Основные труды Иорданского посвящены всесторонней разработке вопросов организации отечественной школы (школоведению). Он считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации школьного дела, так и тесно связанные между собой различные стороны внутренней жизни школы (управление школой в административно-хозяйственном и педагогическом отношениях, материальную базу школы, организацию учительско-воспитательного процесса, положение педагогов и учеников, школьное самоуправление). В таком подходе отразилось понимание Иорданским школы как относительно автономного образовательного института.

Иорданский выступал за стимулирование творческой инициативы каждого педагогического коллектива, каждого учителя в организации школьной жизни. Он обосновывал пути и средства осуществления массового народного образования, выступал за создание общественно-государственной системы управления школьным делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы; убеждал в необходимости тесной связи учебных заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли Иорданского, должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.

Иорданский разрабатывал вопросы школьного самоуправления, которое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как следствие естественного стремления детей к самоорганизации, в котором педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность школьных советов, выборность директоров и другие административные процедуры Иорданский трактовал в перспективе демократизации школьной жизни. Большое значение он придавал школьной кооперации, которую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды). Изучение кооперации должно было происходить в рамках курса краеведения, затем предполагалось создание школьных кооперативов, теоретические основы и принципы организации которых Иорданский разработал применительно к условиям советской школы.

Иорданский обосновал необходимость развертывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей детей среды. Он разработал способы применения различных методов наблюдения (опросов, анкетирования, тестов) и анализа результатов детского труда и творчества для изучения детской среды, а также составил соответствующие программы.

В 1950-х годах школоведческие взгляды Иорданского были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский) — под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь административных взаимоотношений.


Соч.: Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода. Н.-Н., 1907; Вопросы народного образования среди старообрядцев. М., 1909; Меры привлечения детей в начальную школу. [Н.-Н., 1911J; Руководство школой. М., 1918; Детский дом-коммуна. М., 1919; Самоуправление в сельской школе. М., 1924; Основы и практика социального воспитания. М., 1925; Массовая трудовая школа и программы ГУСа. M., 1925; Организация детской среды. М., 1925; Школоведение. M., 1929.


М. В. Богуславский

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917 1918-1929 1930-1940 1941-1950

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer