Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Начальная школа » СТАТЬИ


Воскресные школы. Начальный этап
Воскресные школы — в дореволюционной России они первоначально предназначались для религиозно-нравственного воспитания низших народных слоев.
 
Источники www.yspu.yar.ru
Библиография Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. - СПб., 1900; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. - СПб., 1902; Ширинский-Шихматов. Воскресные школы в России. - СПб., 1863


Воскресное чтение в сельской школе. Худ. Н. Богданов – Бельский. 1895. Гос. Русский музей


В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых и работающих детей и подростков, ставящие своей целью их первоначальное образование.

Возникновение общеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно-педагогическим движением конца 50-х — начала 60-х годов XIX века. В 1856 году в «Морском сборнике» была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеля Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», положившая начало общественно-педагогическому движению в России. Статья вызвала большой общественный резонанс и возбудила интерес к педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати.

Одним из результатов общественно-педагогического движения стало появление общеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых.

Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Эта школа была учреждена с разрешения попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища. Основателями школы стали 17 студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовной академии. Школа была предназначена для «мальчиков из детей ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища». Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Уже в первое воскресенье в школу пришло около 50 человек, затем число желающих учиться возросло до 100 человек и более. 25 октября 1859 года по ходатайству студентов того же университета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа — Новостроенская, в которой к марту 1860 года обучалось 148 человек. С 1860 года начали создаваться и женские воскресные школы. В течение этого года в Киеве было учреждено 7 воскресных школ, предназначенных для первоначального обучения взрослых и детей.

В 1860 году движение по открытию воскресных школ стало набирать силу по всей России. По данным «Журнала МНП» за год (с момента открытия первой воскресной школы в Киеве) в 30 различных местностях России было основано 68 воскресных школ (58 мужских и 10 женских), из которых треть — в столицах (по 12 школ в Петербурге и Москве). Воскресные школы открывались повсеместно: не только в столичных и губернских городах, но также в уездных и даже в селах. К примеру, за период со второй половины сентября по ноябрь 1860 года (по далеко не полным данным) воскресные школы были открыты в Камышлове, Ярославле, Белеве, Царском Селе, Москве (9-я), Пскове, Харькове (2-я), Казани (2-я), Омске, Сызрани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми, в селениях Новогеоргиевске и Константиновке близ г. Вознесенска.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года. Здесь, как и в Киеве, огромная роль в открытии школ принадлежала студенчеству, поддержанному профессором Н. С. Тихонравовым. С мая 1860 года воскресные школы начали очень энергично организовываться в Петербурге. В течение 1860 года там было открыто 19 воскресных школ. Не только в европейской части страны, но и в Сибири общество не осталось равнодушным к идее воскресных школ. Первая из них появилась там 25 сентября 1860 года. В том же году возникла школа в Омске и три в Иркутске.

В 1860 году было открыто наибольшее число школ за весь первый период их существования (с октября 1859 по июнь 1862 года). Дм. Вольфсон предполагал, что число воскресных школ, основанных в 1860 году, «доходило, вероятно, до 200». Правительство стимулировало развитие общественной инициативы в деле создания школ. Так, в марте 1860 года министр внутренних дел разослал всем губернаторам циркуляр, в котором одобрил создание воскресных школ и рекомендовал содействовать их распространению. Активно включилось в движение по устройству воскресных школ военное ведомство. В Петербурге, например, в 1860 году воскресные школы были открыты в казармах гвардейского экипажа, гальванической роты и в залах учебного фехтовального гимнастического кадра стрелкового батальона. Воскресные школы открывались военными на основании Высочайше утвержденного положения от 4 июня 1860 года, разрешившего учреждение данных школ при частях и в зданиях военного ведомства.

В сентябре 1860 года министр народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, сделал распоряжение о предоставлении им в качестве помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Воскресные школы конца 50-х — начала 60-х годов XIX века, как отмечали официальные отчеты, чаще всего располагались в зданиях учебных заведений Министерства народного просвещения и военного ведомства. Так, в Петербурге в 1860 году воскресные школы были открыты в зданиях уездных и приходских училищ: Вознесенского, Владимирского, Введенского, Андреевского, Сергиевского, Самсоньевского, а также гимназий: 1-й, 2-й, 3-й и Ларинской, в казармах гвардейского экипажа, гальванической роты, в здании Института путей сообщения и т.п. Учредители и преподаватели воскресных школ в большинстве своем также принадлежали к учебному ведомству Министерства народного просвещения. По свидетельству Ширинского-Шихматова, из 292 распорядителей воскресных школ всех учебных округов (за исключением Харьковского) 165 имели отношение к учебному ведомству МНП, а из 1720 преподавателей — 519; 276 преподавателей принадлежали к среде духовенства, 162 были чиновниками разных ведомств, 100 — офицерами. Много было студентов (286), учеников гимназий и семинарий.

В общественное движение по созданию воскресных школ активно включилась как либерально настроенная интеллигенция и молодежь, так и близкая к демократическим кругам. Организуя воскресные школы, радикальные и либеральные круги часто действовали в тесном контакте. В мае 1860 года Министерство народного просвещения издало правила о воскресных школах. По программе преподавания воскресные школы приравнивались к приходским училищам ведомства МНП. В них могли использоваться только те учебники и учебные пособия, которые были признаны полезными для приходских училищ. Предметами преподавания являлись: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика, рисование и черчение (если была возможность). В воскресные школы принимались лица всех возрастов, мужчины должны были заниматься отдельно от женщин.

30 декабря 1860 года Министерство народного просвещения издало циркуляр попечителям учебных округов, в котором разъяснялось, что воскресные школы должны служить только пособием приходским училищам. Циркуляр призывал попечителей учебных округов очень ответственно подходить к выбору учредителей и преподавателей воскресных школ, предварительно собирать сведения о них. Предлагалось обеспечить контроль над школами со стороны смотрителей уездных училищ, директоров гимназий или других лиц. В январе 1861 года Александр II одобрил данный циркуляр и повелел попечителям учебных округов обеспечивать неослабевающее наблюдение за воскресными школами, а губернаторам оказывать в этом учебному ведомству всяческое содействие.

Результатом правительственных действий явилось резкое снижение числа школ, открытых за период 1861—1862 годов, по сравнению с 1860 годом. Например, в Петербурге в 1861 году было открыто 8 воскресных школ, в 1862 году — всего одна, в то время как в 1860 году — 19. Уменьшалось и число преподавателей; проходило то оживление, исчезал тот энтузиазм, которые характеризовали начало движения.

10 июня 1862 года воскресные школы были закрыты Высочайшим повелением, предусматривавшим разработку новых правил их функционирования.

В основу педагогического процесса организаторы первых воскресных школ поставили не просто обучение грамоте и сообщение известной суммы знаний, но и развитие мысли учеников и формирование у них четкой направленности к самообразованию. Такая установка сохранялась на протяжении всей истории воскресных школ и определяла практику работы в них.


М. В. Попинова

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer