Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Советский период » СТАТЬИ


Воспитание физическое
Физическое воспитание — педагогически организованный процесс передачи способов и средств развития физических качеств человека.
 
Источники http://dictionary.fio.ru/article.php?id=103323; Изобр. - http://www.montessori-school.ru/ploshadka.htm
Библиография Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. Т. 1-4. – М., 1951-52; Лесгафт П.Ф. Отношение анатомии к физическому воспитанию // Там же. Т. 4. – М., 1953; Теория физического воспитания. – М., 1959; История физической культуры. – М., 1964; Рудик П.А. О показателях физической подготовленности // Физическая культура в школе. 1967. № 6; Рудник П.А. Физическое воспитание // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 4 / Глав. ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968; Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студ. сред. и высш. учебных учреждений. – М.: Владос, 2002; Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.


Кафедра физического воспитания Уфимского государственного института сервиса.


Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Основные используемые средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среды), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Знание закономерностей влияния физических упражнений на организм и научная методика их выполнения помогают достичь цели физического воспитания.

Естественные силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Осуществляется физическое воспитание по трем направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.

Я. А. Коменский одним из первых предложил включать физическую подготовку в программы обучения и увязывать ее с уроками по другим предметам. Теорию физического воспитания также развивали Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. К. Гутс-Мутс и др.

Педагогические теории нового воспитания и свободного воспитания рассматривали физическое воспитание как составную часть прогрессивного школьного образования. В России научные основы физического воспитания были разработаны в последней четверти XIX века (Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов и др.). Популяризации идей физического воспитания в семье и школе способствовали работы врачей Е. М. Дементьева и Е. А. Покровского. Особенно важную роль в развитии отечественного физического воспитания сыграл П. Ф. Лесгафт, который ввел понятие «физическое образование». В своих трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) и других Лесгафт утверждал, что главная цель воспитания – гармоническое развитие ребенка, под которым он понимал правильное сочетание умственных и физических сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли его сознания.


Гимнастика. Владимирская губернская мужская гимназия. Фото 1913 г.


В России массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всевобуча). С 1918 года создавались военно-спортивные клубы и кружки. В 20-е годы возникли многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 30-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО; для детей — ступень «Будь готов к труду и обороне» или БГТО). Теоретические вопросы Ф. в. разрабатывали В. В. Гориневский, В. В. Белинович, Н. А. Бернштейн, А. Н. Крестовников, А. Д. Новиков, А. Ц. Пуни и др.


С. М. Киров принимает парад физкультурников. Худ. А. Самохвалов. 1932 г.

Активным занятиям подрастающего поколения физкультурой способствовали пионерские и комсомольские организации. Несмотря на формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.), проводимая пионерской организацией работа по физическому воспитанию на местах (например, многочисленные соревнования дворовых команд на призы «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др.) помогла приобщить к физкультуре и спорту многих подростков. Для студентов были организованы городские и всесоюзные универсиады. Отечественные студенты также принимали участие во всемирных спортивных универсиадах.

В 90-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурные детские и юношеские коллективы в сложные условия. Многие объединения были вынуждены либо прекратить деятельность, либо вводить плату за занятия, привлекать средства спонсоров и пр. Сократилось число кружков по месту жительства. Структуру самодеятельной организации физкультурного движения составляют добровольные спортивные общества. Физкультурная работа в образовательных учреждениях (в том числе дошкольных) регламентируется образовательными программами и учебными планами и находится в ведении органов управления образования.


Физкультурная площадка в Монтессори-школе Михайловой в Санкт-Петербурге. Фото 2005 г.

Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста следующие: забота о здоровье, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц; функциональное совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; улучшение обменных процессов. В этом возрасте формируются жизненно важные двигательные навыки (ходьба, бег и т. п.), умение согласовывать движения, сохранять правильную осанку; развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений: ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия.

С детьми до 1 года уже необходимо заниматься физическими упражнениями, проводить массаж. В детском саду на занятиях по физическому воспитанию организуются различные несложные игры, физкультминутки. В школьном возрасте физическое воспитание учащихся осуществляется на уроках физической культуры в общеобразовательных, а также в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Для студентов высших профессиональных учреждений основными формами физического воспитания являются учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровительные мероприятия. Физическое воспитание в семье осуществляется в форме закаливания, самостоятельных занятий физкультурой, а также упражнений, выполняемых на домашних гимнастических комплексах, игр, прогулок и т. п.

Мировая художественная культура Раздробленность Российская Империя XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Литература Раздробленность Российская Империя XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
Музыка Раздробленность Российская Империя XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа
История Раздробленность Российская Империя XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. «Третьеиюньская монархия» 1918-1929 Советский период 1930-1940 1941-1950 1951-1960 1961-1970 1971-1980 1981-1990 Современная школа

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer