Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Древнерусское государство » XI в. » СТАТЬИ


Грамотность в Древней Руси
Торговля и хозяйственные дела способствовали распространению грамотности в средневековой Руси.
 
Источники Пелевин Ю.А.
Библиография История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр Академия, 2002; История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: Владос, 1998.


Берестяная грамота № 502. Новгород. Конец ХII. 40,5 х 15,5 (в окантовке). Новгородский государственный музей-заповедник


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотность была необходима не только в церковном богослужении, но также в торговле и хозяйственных делах. О распространении грамотности, но не просвещения и образования, свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде А.В. Арциховским в 1951 году[1]. В последующие десятилетия их найдено чрезвычайно много[2]. На бересте горожане, ремесленники, мелкие торговцы вели хозяйственные счета и деловые записки. Писали долговые обязательства, завещания, перечни повинностей, челобитные с просьбой разных льгот, ростовщические закладные, частные письма, записные книжки и даже шуточные послания. По бересте учили детей азбуке и письму[3]. Изредка встречаются записи и богослужебного содержания.

 

О популярности берестяных грамот говорит их большое количество и география мест использования. Они бытовали в Смоленске[4], Пскове, Старой Русе, их раскопали и в Москве, перед Красной площадью у Воскресенских ворот. По две берестяные грамоты найдено в белорусских городах Витебске и Мстиславле. Берестяные грамоты как исторический источник дают интереснейшие сведения о средневековой хозяйственной культуре, о системе управления, правовых нормах и бытовых сторонах жизни восточных славян[5].

 

Надписи находят также на многих ремесленных изделиях: шиферных пряслицах, кувшинчиках, колодках и прочем. На пряслицах, необходимом предмете каждой семьи, встречаются владельческие надписи «Потворин прясльнь», «Молодило», «княжо есть».

 

Русичи делали надписи и на домашней посуде. Известна запись на глиняном кувшине XI века, сделанная киевским мастером: «Благодатна полная корчага сия». Или, например: «Се сосуд Петрова и жены его Марье». Из Новгорода XII-го столетия к нам в руки попали два великолепных серебряных кратира (братило). Похоже, что они были «шедеврами» - образцами, необходимыми для принятия в гильдию серебряных дел мастеров. На одном сосуде написано: «Господи, помози рабу своему Флорови. Братило делал». Надпись на втором: «Господи, помози рабу своему Костяньтину. Коста делал. Аминь».

 

Многие добрые русичи, как только выучились «по письменному», стали сразу же писать на стенах церквей. Их надписи совершенно различного содержания. Здесь и просьбы к Господу Богу о помощи, и хозяйственные расписки, и «увековечивания» самого себя, посетившего храм, и насмехательства над знакомыми, и карикатуры, и неприличные стихи.

 

Грамотный люд не ленился делать стенные надписи. Он прокорябывал их острыми предметами глубоко и основательно. Только благодаря столь тщательному старанию мы можем сейчас изучать древние граффити на штукатурке храмов в Новгороде, Галиче, Киеве[6] и в других городах. Граффити имеются почти на всех каменных постройках Древней Руси.

 

Грамотеи, которые «на стенах режут», по «Уставу» князя Владимира подлежали церковному суду[7]. Но резать надписи на церковных стенах грамотный люд Киевской Руси продолжал и через сто с лишнем лет, о чем можно говорить с полной уверенностью, ссылаясь на «Новгородский устав великого князя Всеволода»[8]. Несмотря на владычный суд, страстное желание оставить свою письменную память на храме не угасало все средневековье и передалось нам.

 

К сожалению, этот вид эпиграфического источника слабо изучен, а ведь у нас так мала источниковая база по истории культуры Киевской Руси. Граффити – богатый материал по изучению массовой низовой культуры средневековья (так же, как современные стенные надписи и рисунки представляют определенный интерес для нашей эпохи).

Другая особенность распространения письменности в Древней Руси – тайнопись. Как только письменность проникла в достаточно широкие круги населения, появилась необходимость в засекречивании написанного. Дела политические, торговые, хозяйственные требовали сокрытых грамотиц. Возникло множество различных приемов криптограммы: одни из них не расшифрованы до сих пор, другие примитивны до наивности[9]. В XIII-XIV веках в качестве сокрытого письма использовалась зачастую глаголица, которая к этому времени была уже изрядна подзабыта. Но надо отметить, что для большинства неграмотных русичей обычный письменный текст кириллицей оставался тайной.

Ювелирных дел мастера тоже иногда прибегали к тайнописи, составляя из букв красивый декор для пущей важности[10].

Шифрованное письмо в более поздний период изредка встречается в иконописи. Оно сохранилось, например, на известнейшей иконе конца XIV века - «Донской Богоматери» (ГТГ)[11], приписываемой Феофану Греку. К сожалению, попытки Н.Б. Салько прочитать буквенный ряд на кайме мафория как обращение иконописца к Божией Матери мало убедительны.[12] Вместе с тем многие искусствоведы полагают, что тайное письмо не использовалось иконописцами и что это лишь шрифтовой декор, который был немало распространен в византийской и древнерусской иконописи[13].

Пелевин Ю.А.

 



[1] Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). – М.: Изд-во АН СССР, 1953.

[2] Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.). – М.: Изд-во АН СССР, 1954; публикацию берестяных грамот см.: ПЛДР. XIV – середина XV века /Подгот. текста, пер. и коммент. Т.В. Рождественской. – М., 1981. С. 522-525, 598-600.

[3] Арциховский А.В. Берестяные грамоты мальчика Онфима. - Советская археология, 1957, 3, с. 216-225.

[4] Авдусин Д.А. , Мельникова Е.А. Смоленские грамоты на бересте (из раскопок 1952-68 гг.) // Древнейшие государства на территории СССР. – М. С. 199-211.

[5] Черепнин Л.В. Новгородские грамоты на бересте как исторический источник. – М., 1969; Янин В.Л. Я послал тебе бересту…- М., 1965.

[6] Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI- XIV вв. Вып. 1. – Киев, 1966; Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской. – Киев, 1976; Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. – М., 1978.

[7] Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных // Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1. С. 149.

[8] Новгородский устав великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых // Там же. С. 251.

[9] Сперанский М.Н. Тайнопись в югославянских и русских памятниках. – Л., 1929.

[10] Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси.  – М., 1948. С. 655.

[11] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство 10 – начала 15 века. – М., 1995. С. 141-145.

[12] Салько Н.Б. Новое про Феофана Грека // Образотворче мистецтво, 1971, 2, с. 18; Салько Н.Б. Икона Богоматерь Донская. – Л., 1979 (Серия «Публикация одного памятника». Вып. 2). С. 16.

[13] Попов Г.В. Шрифтовой декор Михаилоархангельского собора в Старице 1406-1407 // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII веков. – М., 1980. С. 274-296.

Мировая художественная культура X в. XI в. 1101—1200 XII в. 1201—1300 XIII в. XIV в. Первая половина XV в.
Литература X в. XI в. 1101—1200 XII в. 1201—1300 XIII в. XIV в. Первая половина XV в.
Музыка X в. XI в. 1101—1200 XII в. 1201—1300 XIII в. XIV в. Первая половина XV в.
История X в. XI в. 1101—1200 XII в. 1201—1300 XIII в. XIV в. Первая половина XV в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer