Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Авторские школы » СТАТЬИ


Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования
Работа над статьей была начата в Ясной Поляне в августе 1862 года, однако редактирование педагогического журнала (также называвшегося «Ясная поляна») и личные дела отнимали у Толстого много времени, и текст был завершен лишь в феврале 1863 года.

Он был напечатан со значительными цензурными изъятиями в вышедшем с запозданием последнем, 12-м номере журнала «Ясная Поляна» за 1862 год. В таком виде статья печаталась много раз и позднее.

Помещенное нами извлечение из статьи базируется на следующем издании: Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати томах / Под. общей ред. Н.Т. Акоповой и др. Т. 16. – М.: «Худож. литература», 1964. С.81—83.

 
Персоналии Е. Л. Марков, М. М. Достоевский, Н.Н. Страхов, Д.И. Писарев, Е. Кемниц , М.А. Маркович (Марко Вовчок), Е.Н. Ахматова, С.А. Рачинский.
Виды школ школа
Источники Пелевин Ю.А.; Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати томах / Под. общей ред. Н.Т. Акоповой и др. Т. 16. – М.: «Худож. литература, 1964. С.81-83.
Библиография Шибаева М. Яснополянская школа // Коммунистическое просвещение. 1935. № 6; Веикшан В.А. Яснополянская школа Л.Н. Толстого // Советская педагогика. 1948. № 9; Петров А. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Народное образование. 1959. № 10; Яснополянская школа им. Л.Н. Толстого // Материалы научной сессии Акад. пед. наук РСФСР, посвященной 100-летию Яснополянской школы. – М., 1960; Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2 изд. – М., 1953; Толстой Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителей – М., 1955; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. – М., 1953; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой — народный учитель. – М., 1959; Годнев Д. Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов Л.Н. Толстого. // Ученые записки Куйбышевского гос. пед. и учит. института им. Куйбышева. 1938. Вып. 2; Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963; Лебедева В.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. – Тула, 1953; Струминский В. Я. Л.Н. Толстой в истории русской педагогики // Советская педагогика. 1940. № 11-12; Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «свободное воспитание» // Советская педагогика. 1938. № 12; Шацкий С. Толстой — педагог // Шацкий С. Пед. соч. Т. 3. – М., 1964; Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. - М.; Пг., 1923.


Посмертный сборник педагогических сочинений Л.Н. Толстого, в котором была опубликована статья «Прогресс и определение образования»


Побудительные причины образовательной деятельности, по мнению Л.Н. Толстого, «можно подвести под следующие разряды: первое и главное — желание сделать людей такими, которые бы были для нас полезны (помещики, отдававшие дворовых в ученье и в музыканты; правительство, приготовляющее для себя офицеров, чиновников и инженеров). Второе — тоже послушание и материальные выгоды, которые заставляют ученика университета за известное вознаграждение учить детей по известной программе. Третье — самолюбие, побуждающее человека учить, чтобы выказать свое знание; и четвертое — желание сделать других людей участниками в моих интересах, передать им свои убеждения, и этою целию передать им свои знания. Мне кажется, что под эти четыре разряда подходит вся деятельность образовывающего, от деятельности матери, учащей говорить своего ребенка, гувернера, за известную плату обучающего французскому языку, до профессора и писателя. Подводя под эти разряды то же мерило, которое мы прикладывали к основаниям деятельности образовывающегося, мы найдем: 1-ое, что деятельность, имеющая своею целью приготовить полезных для себя людей, как бывшие помещики и правительство, не прекращается с достижением цели, следовательно, она не есть ее конечная цель. Правительство и помещики могли бы еще далее продолжить свою деятельность образовывания. Очень часто даже достижение цели полезности не имеет ничего общего с образованием, так что мерилом деятельности образовывающего я не могу признать полезность. 2-ое, ежели признать основанием деятельности учителя гимназии или гувернера — послушание тому, кто поручил ему образование, и материальные выгоды, которые он приобретает от этой деятельности, — я опять вижу, что с приобретением наибольшего количества материальных выгод, деятельность образовывания не прекращается. Напротив того, я вижу, что приобретение больших материальных выгод, платимых за образовывание, часто совершенно независимо от степени даваемого образования. 3-е, ежели допустить, что самолюбие и желание выказать свое знание может служить целью образовыванья, то я опять вижу, что достижение высшей похвалы за свои лекции, или за свою книгу, не прекращает деятельности образовывания, ибо похвала образователю может быть независима от степени приобретения знаний образовывающимся. Я вижу, напротив, что похвала может быть расточаема людьми, не усвоющими себе образования. 4-е, рассматривая, наконец, эту последнюю цель образовывания, я вижу, что ежели деятельность образователя направлена на то, чтобы уравнять с собою знания образовывающегося, то деятельность образователя тотчас же прекращается, как скоро он достигает своей цели. И в самом деле, прилагая это определение к действительности, я вижу, что все другие причины суть только внешние, жизненные явления, затемняющие основную цель всякого образователя. Прямая цель учителя арифметики заключается только в том, чтобы ученик его усвоил себе все те законы математического мышления, которыми владеет он сам. Цель учителя французского языка, цель учителя химии и философии одна и та же; и как скоро цель эта достигнута, так и прекращается деятельность. Только то учение везде и во всех веках считали хорошим, при котором ученик вполне сравнивался с учителем, — и чем более, тем лучше, чем менее — тем хуже. Точно то же явление замечаем в литературе, в этом посредственном способе образования. Только те книги считаем мы хорошими, в которых автор или образователь передает все свое знание читателю или образовывающемуся.

Итак, наблюдая явления, как совокупную деятельность образовывающего и образовывающегося, мы видим, что деятельность эта имеет своим основанием, как в том, так и в другом случае одно и то же — стремление человека к равенству знаний. В определении, сделанном нами в 1 №, мы высказали это, только не присовокупив, что мы под равенством разумели равенство знаний. Мы прибавили, однако, стремление к равенству и неизменный закон движения вперед образования. Г. Марков не понял ни того, ни другого и очень удивился — к чему тут неизменный закон движения вперед образования. Закон движения вперед образования значит только то, что так как образование есть стремление людей к равенству знаний, то равенство это не может быть достигнуто на низшей, а может быть достигнуто только на высшей ступени знания, по той простой причине, что ребенок может узнать то, что я знаю, а я не могу забыть того, что я знаю; и еще потому, что мне может быть известен образ мыслей прошедших поколений, — а прошедшим поколениям не может быть известен мой образ мыслей. Это я называю — неизменный закон движения вперед образования. Итак, на все пункты г. Маркова я отвечаю только следующее: во 1-х, доказывать нельзя тем, что все идет к лучшему, — нужно прежде доказать, идет ли все к лучшему или нет; во 2-х, то, что образование есть только та деятельность человека, которая имеет основанием потребность человека к равенству и неизменный закон движения вперед образования. Я старался только вывести г. Маркова из плоскости бесполезных исторических рассуждений и объяснить то, чего он не понял».

Статья «Прогресс и определение образования», как и другие педагогические статьи Толстого, вызвала разноречивые отклики, в которых отчетливо выразились идейные позиции журналов того времени. Так, издававшийся Михаилом Михайловичем и Федором Михайловичем Достоевскими славянофильский журнал «Время» увидел в статьях Толстого «искреннее отречение от всяких наносных теорий и начал» и одобрил их с позиций так называемого «почвенничества». Журнал посвятил педагогическим воззрениям Толстого три статьи (одна из них принадлежала Н.Н. Страхову), в которых писатель был объявлен приверженцем славянофильства и «врагом всякого нигилизма» («Время», 1863).

По-другому оценил педагогические взгляды Л.Н. Толстого Д.И. Писарев. В статье «Промахи незрелой мысли» он воздал должное Толстому-педагогу, доказавшему «на вечные времена», что «учение может идти совершенно успешно не только без розог, но даже — что несравненно важнее — безо всякого нравственного принуждения» («Русское слово», 1864, № 12). Вместе с тем в своих статьях Писарев порицал Толстого за его непочтение к европейской педагогической мысли и за отрицание педагогики как науки.

С резкими нападками обрушился на Толстого реакционный германофильский журнал «Учитель». Сотрудник этого журнала Е. Кемниц назвал Толстого «педагогическим нигилистом», «главным представителем индивидуально-эгоистического направления в педагогике», смотрящим на мир «в очки материализма» («Учитель», 1863, т. III, № 23). Эту позицию разделял и другой казенный педагогический журнал — «Воспитание».

В противовес подобным высказываниям, ряд прогрессивных писателей и педагогов объявили себя (в письмах к Толстому) горячими сторонниками его педагогических взглядов. Среди них были писательница М.А. Маркович (Марко Вовчок), писательница и переводчик Е.Н. Ахматова, профессор Московского университета С.А. Рачинский и др. (Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати томах / Под. общей ред. Н.Т. Акоповой и др. Т. 16. – М.: «Худож. литература, 1964. С. 626.)

Статьи

Биография

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer