Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Авторские школы » СТАТЬИ


Яснополянская школа. 1852—1862
В статье «О воспитании» Лев Толстой писал: «...первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?»
 
Виды школ школа
Источники Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 4 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
Библиография Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?, Полн. собр. соч. Т. 8. – М., 1936; Шибаева М. Яснополянская школа // Коммунистическое просвещение. 1935. № 6; Веикшан В.А. Яснополянская школа Л.Н. Толстого // Советская педагогика. 1948. № 9; Петров А. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Народное образование. 1959. № 10; Яснополянская школа им. Л.Н. Толстого // Материалы научной сессии Акад. пед. наук РСФСР, посвященной 100-летию Яснополянской школы. – М., 1960; Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2 изд. – М., 1953; Толстой Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителей – М., 1955; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. – М., 1953; Вейкшан В.А. Л. Н. Толстой — народный учитель. – М., 1959; Годнев Д. Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов Л.Н. Толстого. // Ученые записки Куйбышевского гос. пед. и учит. института им. Куйбышева. 1938. Вып. 2; Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963; Лебедева В.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. – Тула, 1953; Петров А. К. Детские рассказы Л. Н. Толстого // Начальная школа. 1953. №9; Струминский В. Я. Л.Н. Толстой в истории русской педагогики // Советская педагогика. 1940. № 11-12; Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «свободное воспитание» // Советская педагогика. 1938. № 12; Чехов Н.В., «Азбука» и «Книги для чтения» Л. Н. Толстого // Народный учитель. 1928. № 9; Шацкий С. Толстой — педагог // Шацкий С. Пед. соч. Т. 3. – М., 1964; Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. - М.; Пг., 1923.


«Яснополянская школа» — сборник статей Л.Н. Толстого


Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

Лев Толстой среди яснополянских детей

Яснополянская школа закрылась в 1862. Широкий план образования, принятый Толстым для его школы, и постановка обучения в ней выдвинули Яснополянскую школу в число передовых учебных заведений того времени.

Статьи

Биография

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer