Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Пенитенциарная система » СТАТЬИ


Воспитание
Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория «воспитания» — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией). Отдельно в таком случае рассматривается воспитание в узком смысле — как целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
 
Источники http://dictionary.fio.ru/article.php?id=3101
Библиография Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987; Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М., 1940; Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982; Макаренко А.С. Педагогические сочинения Т. 1-8. – М., 1983-1986; Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-3, М., 1979-1981; Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. Т. 1-6. – М., 1988-1990; Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2, М., 1980; Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Ч. 1-2. – СПб., 1892-1899; Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. – СПб., 1907; Наторп П. Социальная педагогика. – СПб., 1911; Лай В.А. Школа действия. – Пг., 1920; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. – М., 1921.


Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. В отличие от социализации — процесса непрерывного, В. — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. на ограниченном промежутке места и времени.

В. — многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Мн. исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют В. с социализацией. Также рассматривается В. в широком педагогическом смысле — как целенаправленное воздействие, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле — как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении — как решение конкретных воспитательных задач.

По содержанию одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое В., другие — нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание; третьи — добавляют правовое воспитание, половое воспитание и полоролевое, экономическое, экологическое В.

По институциональному признаку можно выделить семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание и дизсоциальное воспитание. С точки зрения характера отношений участников В., его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на представителей младших поколений, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типов отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное воспитание, свободное воспитание, демократическое воспитание.

Как в отечественной, так и в зарубежной науке дискуссионной является проблема целей воспитания. Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми разделяется до настоящего времени): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит». В американском «Педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1973) В. (Еducation) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития. В «Кратком педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1982) В. трактуется как: а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, в т. ч. их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или др. учреждением, который организован гл. о. для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу. Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина «Education» как «образование, обучение», по меньшей мере, односторонняя, а скорее — просто неточная. Этот термин и этимологически (от лат. educare — взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь воспитание: семейное (Famili Education), религиозное (Religiosous Education), социальное (Social Education), воспитание в социуме (в общине — Communite Education).

В. — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность В. в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания — готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Воспитание выступает как социальный институт, исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов с целью планомерного создания условий для удовлетворения важнейшей социальной потребности — взращивания членов общества на протяжении их жизни.

На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. В. было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в деятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой), и ограничивалось освоением опыта, передававшегося из поколения в поколение. Усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества привело к тому, что на определенных этапах его исторического развития В. выделилось в автономную составляющую процесса социализации и дифференцировалось на семейное, религиозное и социальное. Роль этих видов В., их значение и соотношение не являются неизменными; например, появилось и дизсоциальное В. (в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах), коррекционное воспитание (приспособление к жизни в социуме отдельных категорий людей с теми или иными нарушениями и отклонениями в физическом и психическом здоровье); меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания. Растет значение В.: оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

В. как социальный институт обладает определенными составными элементами и имеет определенные функции в общественной жизни, как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латентные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Наиболее общие явные функции В.: планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей; подготовка необходимого для развития общества "человеческого капитала", в достаточной мере адекватного общественной культуре; обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры; регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп. Т. о. В. как социальный институт обеспечивает внутреннюю сплоченность общества.

Латентные функции В. весьма многочисленны, а главное — существенно различны в зависимости от типа и культуры общества. В то же время есть, условно говоря, всеобщие латентные функции (например, социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, а также их адаптация к меняющейся социальной ситуации, особенно к тем ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом).

В. как социальный институт располагает средствами (духовными, материальными, финансовыми) и организациями, необходимыми для реализации присущих ему функций. Оно имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи, священнослужители; организаторы социального В. на государственном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.), воспитатели-волонтеры (работающие на общественных началах); лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

В. обладает набором определенных санкций, как позитивных (поощрительных), так и негативных, применяемых в отношении воспитателей и воспитуемых. Все санкции делятся на регламентированные (зафиксированные в соответствующих документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества или системы воспитания и воспитательных организаций).

В. имеет более или менее существенные различия в зависимости от степени его традиционности или модернизированности.

Как социальный институт, обладающий универсальными характеристиками, В. имеет существенные содержательные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer