Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Толстой Лев Николаевич » БИОГРАФИЯ


Толстой Лев Николаевич
Толстой Лев Николаевич (1828—1910) — великий писатель, мыслитель, педагог.
 
Источники encycl.anthropology.ru, dictionary.fio.ru/article, www.rulex.ru
Библиография Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2 изд. — М., 1953; Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. — М., 1955; Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. — М., 1953; Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой — народный учитель. — М., 1959; Годнев Д. Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов Л.Н. Толстого // Ученые записки Куйбышевского гос. пед. и учит. института им. Куйбышева. 1938. Вып. 2; Гончаров Н.К. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. — М., 1963; Лебедева В.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. — Тула, 1953; Петров А.К. Детские рассказы Л.Н. Толстого // Начальная школа. 1953. №9; Струминский В.Я. Л.Н. Толстой в истории русской педагогики // Советская педагогика. 1940. № 11—12; Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «свободное воспитание» // Советская педагогика. 1938. № 12; Чехов Н.В., «Азбука» и «Книги для чтения» Л. Н. Толстого // Народный учитель. 1928. № 9; Шацкий С. Толстой — педагог // Шацкий С. Пед. соч. Т. 3. — М., 1964; Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1—4. — М.; Пг., 1923.


Толстой на отдыхе в лесу. Худ. И.Е. Репин. 1891.


Толстой Лев Николаевич, граф (1828—1910) — писатель, мыслитель, педагог.

В первый период педагогической деятельности (1859—1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Он пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека («закон движения вперед образования»), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Толстой отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, — законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию.

Второй период педагогической деятельности Толстого (1870—1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1—4, 1872) — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» и «Русские книги для чтения» (1875).

Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. — 1910) был связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Толстой использовал организованное им издательство «Посредник», где издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день». Он начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения».

Толстой в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой — как мыслитель, стремящийся решить кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, генезиса индивидуального и общественного сознания и самосознания.

Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Он связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, — столь же объективный процесс, как и явления природы.

Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Толстого предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1908).


О портрете Л. Н. Толстого см. подробнее.

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer