Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Ломоносов Михаил Васильевич » БИОГРАФИЯ


Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765) — ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский член Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).
 
Источники dictionary.fio.ru/article; www.bolshe.ru
Библиография Тихомиров М.Н., М.В. Ломоносов и основание первого университета в России. - М., 1955; Белявский M.Т. Все испытал и все проник. - М., 1990; Лебедев Е.Н. Ломоносов. - М., 1990.



Ломоносов Михаил Васильевич (1711, с. Денисовка Архангельской губернии — 1765, Санкт-Петербург) — ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).

В 1731—1735 годах М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии (мемориальная доска на Никольской улице, 9) и в Академическом университете в Петербурге (1735). Затем он продолжил образование в университетах Германии (1736—1741). В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова был основан Московский университет (в июле 1754 года Сенат утвердил представленный графом И. И. Шуваловым проект, в январе 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета, которому через 185 лет, в 1940 году, будет присвоено имя Ломоносова). Университет был открыт в здании, находившемся на месте Исторического музея (мемориальная доска). По словам А. С. Пушкина, Ломоносов «сам был первым нашим университетом».

За границей М. В, Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге — под руководством знаменитого Вольфа — и около года в Фрайберге, у Геннеля. Еще год он провел в путешествиях, побывав, в частности, в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии и горного дела, но также в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области популярных в то время идей естественного права, в вопросах, касающихся государства.

В июне 1741 года М. В. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре был назначен в Академию наук адъюнктом химии. В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает многочисленные научные трактаты на латинском языке.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с немецким ученым Миллером, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в своих исследованиях. Он представляет ряд записок и проектов с целю «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно подчеркивая тезис о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году в торжественном собрании Академии Наук М. В. Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех — с этого времени он начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоял правитель Академической канцелярии И. Д. Шумахер. Впрочем, благодаря близким отношениям с Шуваловым козни Шумахера становятся для Ломоносова не опасны; он приобретает большое влияние и в Академии.

Под влиянием Ломоносова в 1755 году совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. За два года до этого Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В том же 1753 году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о предоставлении пенсии семье несчастного профессора Рихмана, которого «убило громом». Особенно озабочен Ломоносов тем, «чтобы сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук».

В 1756 году Ломоносов отстаивает в противовес позиции Миллера права низшего русского сословия на получение образования в гимназии и в университете. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для нее, а заодно и для университета при Академии, и опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «Куда с учеными людьми?» Ученые люди, как доказывает Ломоносов, нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

В то же время идут занятия М. В. Ломоносова в Географическом Департаменте; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь... Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает; дата его смерти — 4 апреля 1765 года. Незадолго до кончины ученого посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). В конце жизни М. В. Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Женился Ломоносов еще за границей, в Марбурге, в 1740 году. Его женой стала немка Елизавета Цильх. Семейная жизнь Ломоносовых была, по-видимому, довольно спокойной. Из его детей после смерти отца в живых оставалась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомки, как и потомки сестры Ломоносова, проживавшей в Архангельской губернии, сохраняют память о своих предках и доныне. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре.

Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли науки и искусства. Крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды высокого гражданского и философского звучания, автор поэм и поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка, Ломоносов также возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал несколько мозаичных картин. Кроме того, М. В. Ломоносов является автором трудов по истории России. В 1757 году в Типографии Московского университета издано было издано собрание его сочинений.

В деле общего духовного — а вместе с тем и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, равно как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое ощутимое продолжение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности выступает одновременно физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком и даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.

«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта, — писал А. С. Пушкин. — Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А. С. Архангельский

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer