Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Руссо Жан-Жак » БИОГРАФИЯ


Руссо Жан-Жак
Руссо Жан Жак (1712-1778) - французский писатель и философ, композитор. Влиятельный теоретик свободного воспитания. Выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Идеи Руссо (руссоизм) - культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, идеализация "прекрасной души", предпочтение сердца разуму - оказали влияние на общественную мысль и литературу мн. стран.
 
Источники www.bolshe.ru; www.rulex.ru;dictionary.fio.ru
Библиография История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003.; История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. - М., 2001.



Руссо Жан Жак (1712-78), французский писатель и философ, композитор. Влиятельный теоретик свободного воспитания. Выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Эстетические и педагогические взгляды П. выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Идеи Р. (руссоизм) - культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, идеализация "прекрасной души", предпочтение сердца разуму - оказали влияние на общественную мысль и литературу мн. стран.

Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать умерла родами, отец оставил Жан-Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и по протекции молодой новообращенной католички г-жи де Варанс определился в семинарию в Турине, был обращен и несколько недель спустя стал слугой в доме г-жи де Верселис. После ее смерти, когда производили опись имущества, Руссо украл маленькую ленту и, уличенный, заявил, что лента досталась ему в подарок от горничной. Наказания не последовало, но позже он признавался, что проступок был первой побудительной причиной приняться за Исповедь (Confessions). Побыв лакеем в другом аристократическом доме и не соблазнившись возможностью добиться повышения, Жан-Жак вернулся к г-же де Варанс, которая поместила его в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В Лозанне он устроил концерт из собственных композиций и был осмеян, после чего жил в Невшателе, где обзавелся несколькими учениками. В 1742 уехал в Париж с багажом, состоявшим из изобретенной им нотной системы, пьесы, нескольких стихотворений и рекомедательного письма от настоятеля кафедрального собора в Лионе.

В 1743 Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год. Вернувшись в Париж, он пылал возмущением против аристократов, не пожелавших за него вступиться. В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость

Посетив Женеву и вновь сделавшись протестантом, Руссо принял в дар от г-жи д'Эпине, с которой познакомился несколькими годами ранее, домик в долине Монморанси – «Эрмитаж». Безответная любовь к ее свояченице г-же д'Удето, а также ссоры между г-жой д'Эпине и Дидро заставили Руссо отказаться от мечты об уединении; в декабре 1757 он перебрался на близлежащую полуразрушенную ферму Монлуи. Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (Lettre d'Alembert sur les spectacles, 1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза (Julie,ou la Nouvelle Hlose), в 1762 – Общественный договор (Le Contrat social) и Эмиль, или О воспитании (mile, ou de l'Education).

Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (11 июня 1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne) ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (Rveries du promeneur solitaire). В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там от апоплексического удара 2 июля 1778.

Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.

По Р., воспитание является опорой любой формы правления и потому носит общественный характер. От верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Воспитание должно следовать за "природой человека", сообразуясь с возрастными особенностями ребёнка. Особую роль в воспитании играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Обучение и воспитание неразрывно связывает одна цель: научить ребёнка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. Для каждого возрастного периода Р. предусматривает особые задачи и средства воспитания. Особое значение Р. придавал труду. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребёнка, но не лишать его самостоятельности. Естественное воспитание, по Р., завершается к 22-24 годам, когда человек начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьёй. Наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора. Педагогическая модель Р. во многом была гипотетической, осн. не на конкретных фактах, а на выводах из философской концепции мироздания и общества. Осеновной трактат о воспитании «Эмиль».

В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя. Глупо, занимаясь с ребенком, даже касаться моральных или религиозных вопросов, ведь это значило бы обращаться с учеником как со взрослым человеком. Таким образом, вовсе не являясь приверженцем иррациональности, Руссо настаивает на том, что развитию интеллекта необходимо уделить должное внимание, но лишь на той стадии, когда это может иметь смысл. Пока ребенок растет, не следует позволять ему механически затверживать непонятные вещи; он должен из опыта постигать то, что способен понять. Руссо настойчиво говорит о том, что у ребенка велика жажда самовыражения. Религиозное воспитание необходимо начинать на поздней стадии, когда ребенку уже открылись чудеса вселенной. Такое воспитание не должно становиться заучиванием догм и ритуалов, но призвано привить ребенку естественную религиозность, которую мог бы признать и уважающий себя взрослый человек.

 

 

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer