Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Победоносцев Константин Петрович » БИОГРАФИЯ


Победоносцев Константин Петрович
Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — государственный деятель, ученый-правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880—1905 обер-прокурор Синода. Один из инициаторов политики контрреформ. Играл консервативную роль в формировании правительственной политики в области просвещения.
 
Источники dictionary.fio.ru, patl.narod.ru/Galery, www.eduhmao.ru/portal
Библиография Тальберг Н.Д. Победоносцев // Очерки истории императорской России. — М., 2000.; Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. — М., 1900; Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века // Московская Патриархия. 1993. № 6.



Константин Петрович Победоносцев родился в марте 1827 года в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых; дед был священником в церкви святого великомученика Георгия, находившейся в Москве на Варварке.

В 1846 году Константин Петрович поступил в Петербургское училище правоведения. После окончания училища жизнь Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, которая выявила его способности юриста и государственного деятеля. В первой половине 1860-х годов Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете, где он читал лекции по русскому гражданскому праву и гражданскому судопроизводству. Константин Петрович написал и издал большое количество работ в области права, богословия, истории, христианского просвещения и воспитания. Его «Курс гражданского права», являясь первой самостоятельной и детальной работой такого рода в России, считался классическим исследованием действующего русского права; именно им написана одна из первых монографий по истории крепостного права в России.

В конце 1861 года главный воспитатель великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола великому князю Николаю Александровичу. Начиная с 1861 года на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи. Среди его учеников были будущие императоры Александр III и Николай II.

В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году стал членом Государственного совета, а в апреле 1880 года занял пост обер-прокурора Святейшего Синода и вошел в состав Кабинета Министров.

Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Влияние Победоносцева в системе государственного управления в эти годы было значительным, но не всегда определяющим: он не был всемогущим, как пытались утверждать его оппоненты, стремясь возложить только на него ответственность за все происходившее в России. В письме к П. А. Тверскому от 19 февраля 1900 года он пишет по этому поводу: «С давнего времени люди и европейские, да и русские, не знающие, чем и как движутся наши административные пружины, воображают, что все, что ни происходит в России от правительства, движется волею или прихотью какого-нибудь одного, кто в ту или другую минуту считается влиятельною силою, так сказать, „первым по фараоне“ лицом. И вот, к несчастью, утвердилось всюду фантастическое представление о том, что я — такое лицо, и сделали меня козлом отпущения за все, чем те или другие недовольны в России и на что другие негодуют... Такую тяготу так называемого общественного мнения приходится переносить — нельзя опровергнуть ее, да никто и не поверит, так укоренилась уже иллюзия неведения, невежества и предрассудка».

На второй день после подписания Императором Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года политическая деятельность К. П. Победоносцева завершилась его отставкой с постов обер-прокурора Св. Синода и члена Кабинета Министров. Но вплоть до своей смерти он продолжал оставаться членом Государственного Совета и сенатором.

Если перечислять заслуги К. П. Победоносцева, то в первую очередь стоит назвать основание церковно-приходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности. Внук приходского священника, глубоко верующий человек, он считал Церковь одной из главных движущих сил российской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

Педагогические воззрения К. П. Победоносцева являются частью его общего миросозерцания, имеющего во всех своих аспектах внутреннее единство. Основой цельности его взглядов, определяющих как мышление, так и деятельность К. П. Победоносцева, является православие, защита и утверждение которого были делом всей его жизни. В связи с этим главным рычагом спасения народной религиозности, а стало быть — и России становилось для Победоносцева религиозное просвещение народа.

Важнейшим орудием религиозного просвещения должна была, по мысли Победоносцева, стать начальная школа. Церковные школы для народа существовали в России издавна, однако к началу 1880-х годов их осталось всего несколько тысяч. Победоносцев предполагал создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчиненных духовному ведомству и руководимых священниками. Главное внимание в таких школах должно было уделяться изучению Закона Божия, церковно-славянского языка, церковного пения.

В отличие от школ светских, стремящихся дать воспитанникам прежде всего определенный объем знаний, церковные школы должны были не оставлять в небрежении души учеников, обращать внимание не столько на образование, сколько на воспитание. Обер-прокурор писал: «В понятии русского народа... Церковь и школа неотделимы друг от друга; школа воспитывает, прежде всего, для Церкви и от нее получает свою жизненную просвещающую силу».

13 апреля 1884 года Александр III утвердил разработанные в духовном ведомстве Правила о церковно-приходских школах. Согласно им, учреждались одноклассные и двухклассные училища — с двухлетним и четырехлетним сроком обучения (в начале XX века срок обучения был увеличен до трех и пяти лет). Ядром учебной программы являлся Закон Божий; почти все остальные предметы: церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание — рассматривались как служебные в отношении главного предмета. В программу входила также арифметика. Помимо церковно-приходских школ, в ведение духовенства были переданы элементарные крестьянские школы грамоты. К 1893 году при четверти церковных школ были созданы хоры и библиотеки; в ряде школ организовывались религиозно-нравственные чтения.

Однако успех школьного дела был немыслим без глубоких преобразований в церковном устройстве, что в корне противоречило концепции Победоносцева. Обер-прокурор, рассматривавший религиозное просвещение как противовес революционным и атеистическим идеям, распространившимся в русском обществе после освободительных реформ 1860—1870-х годов, был убежден в пагубности любых свобод и преобразований. Сама церковная школа была в глазах Победоносцева средством, позволяющим сохранить лояльность народа без глубоких экономических, социальных, административных реформ. Поэтому при Победоносцеве не были ни расширены права духовенства и прихожан, ни проведены необходимые преобразования в церковном устройстве. Это обрекло его планы на неудачу.

Делая в своих планах ставку на учебу, образование, Победоносцев в то же время в значительной степени рассматривал просвещение как потенциальный источник зла и стремился накрепко связать церковную школу с задачами социального и политического охранительства. Церковная школа, по его мнению, должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность». «Сколько наделало вреда смешение понятия о знании с понятием об умении! — замечает Победоносцев. — Увлекшись мечтательной задачей всеобщего просвещения, мы назвали просвещением известную сумму знаний, предположив, что она приобретается прохождением школьной программы, искусственно скомпонованной кабинетными педагогами. Устроив таким образом школу, мы отрезали ее от жизни и задумали насильственно загонять в нее детей для того, чтобы подвергать их процессу умственного развития, по нашей программе. Но мы забыли или не хотели сознать, что масса детей, которых мы просвещаем, должна жить насущным хлебом, для приобретения коего требуется не сумма голых знаний, коими программы наши напичканы, а умение делать известное дело, и что от этого умения мы можем отбить их искусственно, на воображаемом знании, построенном школой».

К. П. Победоносцев понимал, что не количеством школ решаются проблемы образования, а количеством живых учителей, которые являются живой душой школы. Но он понимал и трудности подготовки таких учителей.

Для этого недостаточно программ и новейших методов, конференций и научных работ. «Учитель, — как писал Победоносцев, — должен быть подвижником своего дела, полагающим душу свою в дело обучения и воспитания...» Главное, по его мнению, при подготовке учителя то, что он должен пройти «через лабораторию действительного учительства в начальной школе, где приобретается искусство учить не посредством книжных лекций, но обращением с живыми детьми, притом не с теми или другими детьми, но с целой организованной массой детей». Победоносцев предупреждает, что «в деле народного просвещения и воспитания мудрость велит не спешить, но стремиться последовательно и неуклонно к осуществлению идеала, приближаясь по мере возможности к его осуществлению… Что пользы в том, что школ настроим всюду множество, а учителя мы не воспитали, или строим школы свои на ложном идеале и в разладе с действительными потребностями жизни и с непреодолимыми условиями места и времени».

Учебные заведения при всей их хорошей организации и обеспеченности программами и преподавателями не смогут выполнить своей роли, если, по словам К. П. Победоносцева, «все это лишено духа жизни и не скреплено единственно верною, единственно прочною связью всякого воспитания и обучения, сознанием долга во всяком деле, к какому бы кто ни готовился.

Это сознание долга должно проникать весь строй учебного заведения, начиная от начальства и кончая последним из учеников — где нет его, там весь строй трещит по швам и мало-помалу распадается; где нет его, там нет духовной связи ни между членами учащего состава, ни между ними и учениками; нет интереса в воспитательном деле, нет ни в ком из учащих и учащихся той любви к своей школе, на которой живет, растет и укрепляется из рода в род всякая школа».

В рассуждениях Победоносцева можно встретить начатки проблемного метода обучения: «Ребенок начинает с того, что смотрит, примечает и собирает в себя. Взрослый ум износит из своего запаса готовое и приобретенное.

Детский ум работает образами и строит свои выводы из прямого наблюдения и опыта. Вот почему воспитание должно стремиться к тому, чтобы охранять и воспитывать в детском уме эту восприимчивость наблюдательной способности и готовность возбуждать вопросы о том, что он хочет знать — в этом корень интереса, оживляющего обучение, и первый залог всякого успеха — и не только на школьное время, но и на всю жизнь.

Но эту способность не только не поддерживает, но подавляет наша обычная система воспитания, слепо применяя к ней на первых шагах так называемую школьную дисциплину. Почему? Увы! Потому что обычная система ставит себе главной целью достигнуть в положенный срок известного, предположенного и предписанного результата. Однако все, что подавляет в человеке стремление и способность интересоваться, искать и спрашивать, противно главной задаче воспитания — укрепить человека, чтобы он стал нужен для жизни и для дела».

«Чтобы стать образованным, мало еще пройти курс наук и сдать экзамены. Необходимо приобрести задатки действительного знания, вынести из школы желание и способность дальше развивать его в себе. Следует отличать так называемую натуральную необразованность и полуобразованность. Необразованность натуральная встречается у простых людей, не прошедших школу. Но в этой натуральной необразованности таится еще почва благодарная, когда коснется ее знание. Хуже и безотраднее та необразованность, которая происходит от полуобразованности, получаемой от беспорядочного чтения газет и книг. Беспорядочное чтение передает недисциплинированному уму только общие взгляды и ходячие мнения, оно само по себе только спутывает мысль и возбуждает одну претензию знания. Только действительное знание помогает человеку оценить различные взгляды и составить свое мнение. Натуральную необразованность, или невежество, желательно превратить в образованность. Когда человек сознает свое невежество, он не имеет претензий рассуждать о том, чего не знает. Но когда из этого состояния мы выводим человека в полуобразованность, мы приводим его в худшее невежество. В нем развивается ложная претензия на знание, и он стремится рассуждать о чем угодно, не имея ни знания, ни опыта. Действительное же знание, воспитывая человека, делает его способным сказать „не знаю“ о том, чего не знает, и воздерживает его от беспорядочных рассуждений вне пределов его знания».

За научные труды и общественную деятельность К. П. Победоносцев был избран в почетные члены Российской академии наук, Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и многих других организаций, в том числе и зарубежных.

Умер К. П. Победоносцев в Санкт-Петербурге на восьмидесятом году жизни, 10 марта 1907 года, и был похоронен, согласно его завещанию, у восточной алтарной стены церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, находившейся в Свято-Владимирской церковно-учительской женской школе.

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer