Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Коменский Ян Амос » БИОГРАФИЯ


Коменский Ян Амос
Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, общественный деятель.
 
Источники www.bolshe.ru
Библиография Красновский А. А. Я.А. Коменский. М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я.А. Коменского (13—14 декабря 1957 г.). М., 1959; Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. М., 1959; Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М., 1970.


Коменский Ян Амос


Коменский Ян Амос (28.03.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист и общественный деятель. Он родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев и получил первоначальное образование в братской школе, затем учился в латинской школе, Херборнской академии и в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56).

В 1614 году Коменский находился на должности учитель братской школы в Пршерове. В 1618—21 годах он жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения: Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и других. В 1627 году Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков ему пришлось эмигрировать в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633—38). Также он подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских ученых.

В 40-е годы Ян Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 году он был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план и распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, он применил метод драматизации учебного материала, написав на основе «Открытой двери к языкам» ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, он продолжил работу над начатым еще в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором был дан реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были найдены лишь в 30-х годах 20 века; труд был впервые полностью опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Итог своей долгой жизни Ян Амос Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам он был близок к материалистическому сенсуализму, который, судя по собственным заявлениям Коменского, представлялся ему философией простого народа. Признавая три источника познания: чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал органам чувств. В развитии познания он различал три ступени: эмпирическую, научную и практическую. Коменский считал, что всеобщее образование и создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делал вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам, а все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и одновременно как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам: сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, — для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Также он разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами), затем, в крупных городах для наиболее способных учащихся, этап с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии вводились наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, история и география). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна была быть академия — высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский расширил в «Пампедии», добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.


Сочинения: Dílo, sv. 1—2, 17, Praha, 1969—71 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, [1970]; в рус. пер.— Избр. соч., ч. 1—3, Ревель, 1892—97; Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—11; Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов. М., 1768.


А. И. Пискунов

Мировая художественная культура Вторая половина XVI в. Первая половина XVII в. Вторая половина XVIIв.
Литература Вторая половина XVI в. Первая половина XVII в. Вторая половина XVIIв.
Музыка Вторая половина XVI в. Первая половина XVII в. Вторая половина XVIIв.
История Вторая половина XVI в. Первая половина XVII в. Вторая половина XVIIв.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer