Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: история образования Коллекция: история образования Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » «Третьеиюньская монархия» » СТАТЬИ


Владимиpская духовная семинаpия. 1750—1918
Духовная семинаpия — первое учебное заведение в городе Владимире.
 
Виды школ семинария
Библиография Георгиевский В. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. – Владимир, 1896; Надеждин К. История Владимирской Семинарии. – Владимир, 1875; Малицкий Н.В. История Владимирской Семинарии. – М.,1900.


Владимиpская духовная семинаpия. 1750 -1918


Учрежденная в 1750 году, духовная семинария явилась первым учебным заведением в городе Владимире. До ее учреждения никаких учебных заведений во Владимире не было. Документы, сохранившиеся от тех времен, передают интересные сведения об отношении к образованию духовенства, о трудностях в деле его внедрения, о мерах, принимаемых к его насаждению.

В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) высочайшим указом от 16 июля 1744 года велено было: "Из бывшей синодальной области в знатных городах учредить четыре епархии и в них епископов", в том числе и во Владимире. 20 маpта 1748 года епископом восстановленной древней Владимирской епархии поставлен аpхимандpит Владимирского Рождественского мужского монастыря Платон (Петрункевич). Рождественский монастырь этим указом обращен был в кафедру Владимирских аpхиеpеев (аpхиеpейский дом). Епископ Платон в начале августа 1749 года отправился обозревать свою епархию с тем, чтобы к новому 1750 году открыть во Владимире семинарию. Обратив внимание, что пpи Богородицком женском монастыpе без всякого поpядка живут четыpе монахини, существуя только на доброхотные даяния, и что Богородицкая (Успенская) церковь, которой исполнилось тогда ровно сто лет, не имеет священника уже десять лет, он pешил основать Семинаpию на этом месте. Здесь следует добавить, что Богородицкий и соседний Сергиевский монастыри были упразднены еще в 1724 году. Епископ Платон распорядился монахинь перевести в Княгинин Успенский женский монастырь, а "оный Богородицкий девичий монастырь, как отныне отстроить для бытия в нем с елико возможным надлежащего к тому порядка учреждением Семинарии".

Монастырь был в крайнем запущении, оставшиеся строения по большей части были ветхи, и не многие из них могли быть годными для жилья, хотя все эти строения епископ Платон распорядился передать будущей Семинарии, построив "елико возможно деревянных покоев для жительства учителям и учения учеников". Были отремонтированы годные для жилья строения, возобновлена разрушенная ограда, построена баня, кухня и другие хозяйственные строения. Из-за недостатка имеющихся средств епископ Платон истратил на эти цели свои средства. 17 августа 1749 года епископ Платон приказал по всей епархии послать указы о присылке во Владимир детей священно-церковнослужителей возрастом от 10 до 17 лет в будущем январе 1750 года. Предвидя трудности в этом новом для Владимира деле, епископ Платон даже распорядился составить списки детей по всем уездам. Дело было действительно новое, как уже указывалось выше, духовенство настороженно относилось ко всем нововведениям Петра I. И хотя со времени кончины Петра прошло уже четверть века, его указы продолжали действовать, и изменения во взглядах духовенства не произошло. Дети, предназначенные для обучения в Семинарии, должны были в первый раз оставить своих родителей, свой дом и ехать в дальний путь в холодное зимнее время в Семинарию, о которой ни они, ни их отцы не имели никакого понятия. Но за уклонение от отправки детей в Семинарию были определены наказания. И все же многие родители не отправляли своих детей в Семинарию, много их разбежалось во время переезда во Владимир, многие вынуждены были срочно жениться. Кроме того, духовенство по причине своей крайней бедности не имело возможности отправить своих детей, являющихся часто помощниками в хозяйстве и полевых работах, на длительную учебу. Кроме того, содержание сына в Семинарии требовало расходов на еду, одежду, обувь, покупку книг и проч. На содержание Семинарии было определено выделять 30-ю часть доходов. Далеко не все духовенство имело возможность выделять эти деньги, и епископ Платон вынужден был прибегать к крутым меpам. Была создана специальная комиссия над неисправимыми неплательщиками. По всем уездам были разосланы специальные рассыльщики, которым была дана большая власть. Можно только предполагать, какой страх наводили эти рассыльщики на города и села и чего стоил их приезд и прокормление, производившийся за счет духовенства, к которому они являлись.

В Семинарию принимались только дети, умеющие читать и писать. На приемном экзамене у Платона очень многие дети оказались неграмотными. Учителями Семинарии в первые годы были воспитанники южно-русских школ, строящие преподавание по типу, заведенному в Киевской академии. В списке 1756 года перечисляются предметы семинарского курса: риторика, синтаксис, грамматика и инфима. (В инфиме учились писать и читать по латыни и знакомились с правилами латинского языка, считавшегося основой всех знаний.) С 1757 года в Семинарии появился философский класс. Классы Семинарии были расположены в помещениях Архиерейского дома. Все предметы преподавались одним, редко двумя преподавателями. Несмотря на энергичные действия епископа Платона (он являлся также членом Св. Синода), дело становления Семинарии продвигалось медленно. Главной причиной являлась недостаточность средств, выделяемых на содержание Семинарии.

В 1764 году были исправлены ветхие здания, оставшиеся от упраздненного монастыря, и построены новые. По описи 1764 года: "в оной Семинарии каменных церквей 2; холодная во имя Успения - 3 престола, другая - во имя Богоявления - один престол. В той же Семинарии святые врата каменные, передние с калиткою, другие каменные с калиткою - задние. Келий каменных - 4, деревянных - 8. Учеников - 58. Еще две кельи деревянные. Ледник да погреб деревянные. Две магазеи: каменная и деревянная. Позади каменных школ хлебня да кухня. Оная семинария огорожена креслами деревянными. Два сада с вишневым деревом". Главная забота о благоустройстве Семинарии первоначально лежала на Консистории, затем была учреждена семинарская контора. Члены семинарской конторы заботились как об экономической части, о содержании учителей и учеников, так и об учебной и нравственной. Жалования члены семинарской конторы не получали, т. к. большею частью являлись настоятелями монастырей. Главным начальником Семинарии (ее ректором) в первые годы был архимандрит Павел. Спустя три года по учреждении Семинарии, епископ Платон по примеру Тверской и Ярославской Семинарий учредил еще одну, новую должность - интенданта. В 1765 году на территории Семинарии были сделаны новые постройки. Но Семинария продолжала бедствовать из-за недостатка средств.

Императрица Екатерина II находила, что "архиерейские семинарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении наук и скудном содержании". По ее указу 17 февраля 1780 года было отпущено на содержание Владимирской Семинарии 2000 рублей в год, что в три раза больше прежнего содержания. Жизнь в Семинарии улучшилась, но вскоре ей пришлось на 10 лет покинуть Владимир. Указом от 6 мая 1788 года бывшие прежде самостоятельными епархиями Владимирская, Ярославская и Суздальская были объеденены в одну под именем Суздальская, и епископ Виктор должен был переселиться из Владимира в Суздаль (22 июля 1788 года). В сентябре того же года все студенты Переславской и Владимирской Семинарий переведены в Суздальскую, а в городах Владимере, Ярославле, Муроме и Вязниках остались только классы духовных училищ. Училище во Владимире было открыто 26 октября 1790 года в одном из помещений переведенной в Суздаль Семинарии. Ректором вновь образованной Суздальской Семинарии был назначен Ярославский архимандрит Никандр.

При императоре Павле I в 1798 году епископ Виктор вновь был перемещен во Владимир, а в следующем году туда же была переведена и Семинария. В Суздале осталось только духовное училище. Даже в начале XIX столетия при Владимирском епископе Ксенофонте Семинария помещалась преимущественно в Архиерейском доме, и только часть ее - в собственно семинарских зданиях на территории упраздненного Богородицкого монастыря. В 1804 году было начато строительство кирпичного классного корпуса. Часть материала для его постройки поступила от разборки венской Зачатьевской церкви, упраздненной в 1806 году; часть - от теплой кирпичной Богоявлинской церкви, сломанной в 1803 году. К 1808 году работы по сооружению классного корпуса были закончены. Но Семинария и в эти годы испытывала недостаток в средствах, получая, подобно другим Семинариям, главное содержание из скудных епархиальных отчислений. Поэтому жалование наставникам было очень небольшое, увеличивалось оно очень медленно, также медленно увеличивалось число учащихся, увеличивалось и число изучаемых дисциплин. 27 ноября 1817 года был куплен дом купца Апрянина вместе с землей по соседству с Семинарией; на этом месте было построено общежитие для учащихся. Несмотря на стесненность в средствах, Владимирская Семинария в начале XIX века уже принадлежала к числу многолюднейщих. В 1824 году в ней насчитывалось 697 человек, в 1838 г. - 986 человек. Постепенно росла и семинарская библиотека, начавшаяся с нескольких книг, переданных в Семинарию епископом Платоном, и располагавшаяся первоначально под колокольней в Архиерейском доме. В 1816 году ее перевели в помещения, занимаемые ранее богословским и философским классами. Здесь же, в Архиерейском доме, первоначально располагалась и семинарская больница, которую в 1830 году перевели в бывший монастырский дом на Никольской улице, где жили наставники Семинарии. В 1855 году было построено кирпичное здание двухэтажного училищного корпуса, в 1860 году было также начато, а в 1863 году окончено строительство общежитие для студентов.

Столовая Владимиpской духовной семинаpии. Фото 1863 г.

В 1864 году была выстроена кирпичная ограда по Нижегородской улице, в 1868 году построен дом ректора Семинарии, с архивом и канцелярией.

Педагогический персонал Владимиpской духовной семинаpии. Фото 1863 г.

В начале XX века Владимирская Семинария представляла собой вполне современное учебное заведение, о чем говорит перечень предметов семинарского курса: Священное писание, библейская и церковная история, основное, догматическое и нравственное богословие, обличительное богословие, история и обличение русского раскола, литургика, педагогика и дидактика, логика, философия и соединенные с нею предметы, физика и математика, русская словесность и история литературы, гражданская история, церковное пение, греческий, латинский, немецкий, французский, еврейские языки. В течение своего полуторасталетнего существования Семинария воспитала немало духовных пастырей и многих высших духовных и светских лиц; отсюда вышли: граф М.М.Сперанский, митрополиты Амвросий (Новгородский и С.-Петербурский) и Серапион (Киевский), архиепископы и епископы Ириней (Псковский), Мефодий (Псковский), Лаврентий (Черниговский), Павел (Черниговский), Аркадий (Погонецкий), Никодим (Орловский), Аколлинарий (Чигиринский), Аполлос (Вятский) и ныне здравствующие Савва (Тверской), Амвросий (Харьковский), Чероним (Литовский) и мн. другие. В настоящее время это одна из многолюднейших Семинарий: всех обучающихся в ней - 635 человек. "В Семинарии имеются два общежития для воспитанников - одно на 200 человек для сирот и бедных бесплатное, другое на 400 человек с платою по 40 руб. в год за содержание и стол, кроме одежды. При Семинарии имеется образцовая церковно-приходская школа для мальчиков, в которой воспитанники семинарии знакомятся с методами школьного преподавания" (В. Георгиевский. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. – Владимир, 1896.)

Мировая художественная культура Российская Империя XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Литература Российская Империя XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
Музыка Российская Империя XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917
История Российская Империя XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) Начало XX в. 1908-1917

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer